Зульфия Равхатовна Мельник
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Ход родительского собрания.
Воспитатель: добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады вас приветствовать сегодня.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь».(высказывание родителей)
Дадим понятие речи. Речь – умение, способность человека говорить. Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка. Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.
Педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по специально разработанным Программам. То есть, отдавая своего ребенка в любое образовательное учреждение, будь то д/с или школа, каждая организация придерживается соответствующей программы.
Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все группы того или иного детского сада.
Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу, который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.
Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.
Таким образом, основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Это:
• Восприятие звуковой и интонационной культуры речи (включает в себя произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а так же умение использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности).
• Формирование грамматического строя речи (это правильное построение речи- текстов, предложений, диалогов; формирование грамматического строя происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение.
• Обогащение словарного запас (В процессе формирования нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид).
• Обучение рассказыванию, связной речи (связная речь – содержательность (четкое понимание объекта, о котором говорится; точность, картинка окружающей реальности, отбор слов и словосочетаний; логичность (порядок мыслей).
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Большое значение в развития речи дошкольника имеет процесс чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз.
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. (родителям предлагается поиграть в сказку).
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Провести несколько пальчиковых игр для родителей (приготовить картотеки)
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика (приготовить картотеки).
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Что же это такое – артикуляционная гимнастика. Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.
Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань).
Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык для малыша.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.
Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.
Спасибо за внимание!