Екатерина Силивертстова
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании психологии семьи, трудности у ребенка являются своеобразным симптомом трудностей семьи, отношений между родителями. Порядок преодоления эмоционально-волевых нарушений у ребенка дошкольного возраста следует осуществлять коррекцию на уровне семейной системы в первую очередь.
На основании анализа научной литературы и научно-практических разработок моих коллег, удалось выделить следующие подходы, направления в работе с эмоционально-волевыми расстройствами у детей дошкольного возраста:
Публикация «Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
медикаментозное лечение. Проводится при наличии органической патологии, невротических расстройств и других нарушений. Назначение препаратов осуществляется врачом – невропатологом или психиатром;
коррекционные психолого-педагогические занятия – в рамках дошкольного учреждения;
функциональная терапия (музыкальная, игровая);
семейная психотерапия, в процессе которой проводится работа не только с ребенком, но и с его семьей.
ритмика; ЛФК; физиотерапия;
общевоспитательные мероприятия.
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, через игру ребенок познает мир, усваивает нормы поведения, взаимоотношения в обществе. Поэтому построение коррекционной и развивающей работы психолога в игровой форме будет наиболее эффективны в достижении социально приемлемого поведения и психологического комфорта, благоприятного психоэмоционального состояния ребенка на занятии и за его пределами. В связи с чем методы игровой терапии идеально подходят для коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично отдать в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение именно двигательным методам. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Поэтому нейропсихологические методы коррекционно-развивающей работы с детьми становятся наиболее актуальными в деятельности психологов, дефектологов, учителей-логопедов в современной действительности.
Для старших дошкольников характерно уже более осознанное поведение, активно развивается рефлексия, и здесь мы можем частично применять элементы когнитивно-поведенческой терапии, работать с конструктивные и деструктивными установками детей, моделями поведения.
Виды техник и упражнений, используемых в процессе реализации коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы:
Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На непосредственно образовательной деятельности дошкольники обучаются эле-ментам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.
Игры упражнения на изучение эмоций, чувств, переживаний человека и развитие рефлексии:
Нейропсихологические методики и техники основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга; работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста направлена на определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей, становление и развитие дефицитарных психологических процессов.
Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Упражнения на память и внимание, мышление: комплексное развитие познавательной сферы ребенка в игровой форме, обеспечивающее эффективность интеллектуальной деятельности.
Упражнения на счет: последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.
Подвижные игры, хороводы, физминутки, коллективные творческие задачки: эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Арттерапия - синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины «психологии, а в лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Среди арт-терапевтических методов в данной программе используются следующие виды:
Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д. Техники изотерапии эффективны психосоматических расстройств, личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества; повышенная тревожность, страхи, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями развития позволяет получить положительные результаты:
— развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, восприятия;
— создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
— обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами) у детей с агрессивными проявлениями;
— оказывается влияние на развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком;
Коррекционная ритмика: специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях.
Имаготерапия лечебное воздействие через образ, театрализацию.
Имаготерапия с дошкольниками чаще всего проводится в форме куклотерапии (сценки, театральные постановки и т. д.). В психокоррекционной работе с дошкольниками применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. При этом главная цель ее проведения — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. При многократном воспроизведении в игровых ситуациях недостающих ребенку качеств постепенно дает ему возможность в определенной мере приблизиться к своему идеалу, стать на него похожим.
Сказкотерапия как один из видов библиотерапии дает положительные результаты для дошкольников с проблемами, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости).
Релаксационные и расслабляющие упражнения: позволяют научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Рисование песком:
Таким образом, основными методами психологической работы по преодолению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в возрасте 3-7 лет являются: игровая директивная и недирективная терапия, арт-терапия (изо-терапия, песочная и музыкальная, танцевальная терапия, психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная релаксация, нейропсихологические методы коррекции.