Андреева Мария
Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
СРАВНТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматическое строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Активно развиваться данный процесс начинает с года жизни ребёнка.
Публикация «Сравнительная характеристика сформированности грамматической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и с ОНР» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Грамматика - это дисциплина, которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. К. Д. Ушинский считал, что грамматика - это логика языка. У дошкольников, которые осваивают его, формируется и интеллект.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностей языка, языковыми обощениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия[1].
Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
В усвоении грамматических средств языка можно выделить следующие этапы:
-понимание смысла услышанного;
-заимствование слов из речи взрослых и сверстников;
-образование иных слов по аналогии с уже известными;
-оценка правильности построения речи.
Не секрет, что правильное становление разговорной и письменной речи играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря грамматическому строю каждый из нас может понимать то, что говорят окружающие. Именно поэтому важно своевременно обращать внимание на присутствие различных нарушений и корригировать их.
Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка присутствуют разнообразные сложные речевые расстройства, оно носит системный характер и на каждом его уровне грамматический строй речи нарушен в различной степени.
Грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР формируется замедленно. У них присутствует дисгармония языковых компонентов, а также морфологических и синтаксических систем. Анализ литературы показал, что у таких детей присутствует неустойчивость и быстрая потеря внимания. У них, в отличие от сверстников, снижена слуховая память и эффективность запоминания. Коррекционная работа с детьми с ОНР заключается в развитии синтаксического строя. Его развитие вызывает наибольшее количество проблем у таких дошкольников. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается затруднение в выборе и соединении грамматических средств. Оно объясняется некомплектностью некоторых языковых операций. При использовании клинической классификации нарушений развития речи, значительная часть случаев ОНР связана с алалией, при которой расстраивается усвоение знаковой формы языка, нарушается комбинирование знаков на основе правил языка, оперирование знаками в процессе порождения речи.
В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) выделяются следующие особенности употребления грамматических форм :
1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);
2) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
3) неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).
4) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);[3]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР существует определённый дисбаланс развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально – языковых компонентов, при всём этом искажается общая картина речевого развития. При ОНР у всех детей всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.
В детском возрасте как выраженная, так и минимальная патология в слуховом анализаторе может значительно осложнить овладение языковыми средствами. Влияние выраженных первичных нарушений в центральном отделе слухового анализатора при лексико-грамматическом нарушении речи глубоко изучалось в логопедии (Е. Н. Винарская, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.). Влияние патологии в периферическом отделе слухового анализатора на речевое развитие при глухоте и тугоухости всесторонне исследовалось в сурдопедагогике.
Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них грамматического строя речи. Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющихся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи. Многие слабослышащие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов.
У слабослышащих нередко наблюдается неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц», неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку», пропуск предлогов («Все лицо морщинках», употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки. Еще больше разного рода аграмматизмов наблюдается при употреблении слабослышащими сложных предложений, структура которых с трудом усваивается даже учащимися старших классов.
Незначительное понижение слуха на 15-20 дБ, в том числе и кратковременное, в сензитивных периодах развития ребенка влияет как на формирование его речи, так и всей личности. Установлено, что при таком понижении слуха возникают сложности восприятия некоторых согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха, а на расстоянии 2 м не различается более одной трети согласных, произнесенных голосом разговорной громкости. В связи с этим, как правило, нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас играмматический строй, что приводит в ряде случаев к недоразвитию речи, что так же характерно и для детей с ОНР.
Таким образом, грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами. Грубые нарушения проявляются по-разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций ("Матык мат" вместо Мальчик бросил мяч).
Анализ литературы показал, проблема формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и слабослышащих детей выделяется как одна из значимых в наше время, только у слабослышащего ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, то есть речевоенедоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное, а у ребенка с ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной, неблагоприятного социального окружения.
Усвоение грамматического строя – сложный, комплексный, многоуровневый процесс, который характеризуется аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Этот процесс имеет рефлекторную основу, что описано многими физиологами. Грамматический строй речи - это связь, которая присутствует между словосочетаниями и предложениями. Именно благодаря ему человек может общаться с другими людьми.
Литература:
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)
. —— СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской–М., 2008г. –680 с.
3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. —— М. : Просвещение, 1989.—223 с.