Елена Снежко
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи «Предлог «на» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять умение детей выделять предлог "на" в сочетаниях слов и предложениях; составлять предложения с предлогом "на" по наглядной ситуации, сюжетной картинке, картинно-графической схеме; активизировать словарь по темам: "Дикие животные", "Детская площадка", "Дом"; развивать логическое мышление при отгадывании загадки, наглядно-образное мышление при отгадывании животных по теням, развивать внимание, память; развивать общую и мелкую моторику; воспитывать языковое чутье; умение помогать тем, кто в этом нуждается; чувство прекрасного.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Оборудование: оформление группы в стиле леса, деревянный дом, кукла "Зима", сюжетная картинка "Зима", картинно-графические схемы на каждого ребенка, индивидуальные сюжетные картинки с тенями животных, "снег", снежинки, подвеска из снежинок, картонная девочка Снежинка, ксилофон, елки, ветки - деревья, деревья из бумаги, хвоя, сухие листья и трава, шишки, гроздь рябины, каштан, муляжи яблока и груши, пень, камень, берлога, картонные елочные шары, санки, магнитофон для воспроизведения песни "Серебристые снежинки", мягкие игрушки - лиса, заяц, волк, медведь, ежик, корзинка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети приветствуют гостей.
- Сегодня у нас волшебное занятие. А волшебство любят не только дети, но и взрослые. Поэтому к нам на занятие пришли гости. Подарим им свои теплые улыбки. (Дети улыбаются).
- Хотите побывать в волшебном лесу? (Да). Тогда и взрослые и дети закрывайте глазки: "Раз-два-три - повернись. И в лесу очутись". (Звучит ксилофон. Открывается сюжетная картинка "Зима".) Какое время года на картинке и вокруг нас? (Зима.) Кажется кто-то под елочкой сидит. (Под елкой сидит кукла Зима.)
Зима:
- Здравствуйте, ребята, послушайте загадку и отгадайте кто я:
"Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поле, дома, а зовут меня. (Зима)".
Зима приглашает к своему домику.
II. Игра "Где снежинка?" (картонная девочка-снежинка летит на крышу, на дымоходную трубу, на крыльцо и т. п.)
Дети по очереди: "Снежинка на крыше", " Снежинка на крыльце", "Снежинка на трубе", "Снежинка на балконе", "Снежинка на ступеньках", "Снежинка на заборе", " Снежинка на двери".
- Какое маленькое слово мы произносили? (Маленькое слово НА). (Показывается схема предлога "на").
- Когда мы его употребляем? (Когда предмет находится наверху).
III. Игра "Настроение снежинок" (возле подвески из снежинок, которая висит над домиком) - дети изображают эмоции (радость, грусть, сердитость, удивление).
- Снежинки были с разным настроением (логопед обращает внимание на подвеску со снежинками):
• Это снежинка рада зиме. Изобразим радость.
• Это снежинка грустит, когда идет дождик. Изобразим грусть.
• Это снежинка сердится на ветер, который сильно дует. Изобразим сердитость.
• Эта удивляется, когда на веточку садится птичка. Изобразим удивление.
- Молодцы, замечательно передали эмоции снежинок.
IV. Игра "Снегопад" - логопед сыплет "снег" на крышу домика. Дети вспоминают слово "снегопад".
- Куда падают снежинки?
- Как называется явление, когда падает много снежинок?
(Дети садятся.)
Зима:
- Кто живет в лесу? Как мы их назовем всех вместе? Что происходит с животными зимой? Где живет медведь? А ежик? Владик, возьми медведя и положи его в берлогу на листики. Марат, возьми ежика и положи его в норку на сухую травку. Миша, на чем лежит медведь? Илья, на чем лежит ежик?
V. Игра "Засвеченные фотографии" - на индивидуальных сюжетных картинках изображены тени животных, дети составляют предложения с маленьким словом "на".
Зима:
- Животные подарили мне фотографии, только вот беда, они получились засвеченные. Догадайтесь, кто на фото и составьте предложение с маленьким словом "на".
Дети по очереди: "Лиса сидит на горке", "Ежик стоит на карусели", "Белка катается на качели", "Медведь залез на лестницу", "Волк стоит на домике", "Заяц сидит на песочнице".
Уточняется слово - обобщение "Детская площадка".
Зима:
- Какой праздник приближается? Скоро ко мне придут гости. Ой, а угощение я не успела приготовить. Помогите, пожалуйста, принесите угощение из леса.
VI. Физминутка. (Дети становятся кругом.)
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем и угощение для животных найдем.
(Дети подходят к зимней лужайке).
VII. Игра "Собери угощения" - дети составляют предложения с маленьким словом "на" по наглядной ситуации.
- Вот мы и пришли на зимнюю лужайку. Посмотрите сколько здесь угощений для лесных зверят. Прежде чем взять угощение, нужно составить предложение с маленьким словом "на", а потом положить в корзинку.
Дети по очереди: "Груша лежит на пеньке", "Орешек лежит на снежинке", "Рябина лежит на камне", "Каштан лежит на санках", "Яблоко лежит на листике", "Шишка лежит на снегу".
- Отнесем угощения Зимушке домой и положим на стол. Куда мы положили угощения? (Зима благодарит).
VIII. Игра "Рисунки Зимы" - дети садятся и составляют предложения с маленьким словом "на" по картинно-графической схеме с детенышами животных.
Зима:
- Я люблю рисовать и нарисовала, как детеныши животных играли в лесу. Вот какие рисунки-схемы получились. (Раздаются индивидуальные картинно-графические схемы). Как же животные играли в лесу? Составьте предложение по схеме с маленьким словом "на" с детенышами животных.
("Бельчонок прыгает на ветке", "Зайчонок лежит на тропинке", "Волчонок стоит на сугробе" и т. д.)
- Какое маленькое слово мы произносили?
IX. Игра "Поднимем настроение елочке"
- Когда мы шли за угощениями, я увидела одну грустную елочку. Праздник приближается, а угощений на елочке все нет. Нарядим елочку, развеселим ее, удивим Зимушку и животных.
Логопед показывает вырезанный из цветного картона елочный шар, на который наклеен двойной скотч:
- Надо приложить снежинку к шарику и придавить ладошкой. Вот так. (Логопед показывает, дети выполняют).
- Куда мы приклеили снежинку?
- Идемте украсим елочку.
Включается песня "Серебристые снежинки". Дети наряжают елочку и водят вокруг нее хоровод.
- Мы подняли настроение елочке, она улыбается. Где висят шары? Какое маленькое слово нам помогало на занятии? Когда мы его употребляем?
X. Итог. Кого мы встречали в лесу? Кому помогали? Теперь в лесу все готово к встрече Нового года. Попрощаемся с волшебным лесом. Нам пора возвращаться, закрывайте глазки: "Раз-два-три - повернись. И в детском саду очутись". (Звучит ксилофон. Появляется елочка, украшенная конфетами. Дети снимают угощения от Зимы и животных леса. Оценка деятельности детей.)