Ирина Шелехвост
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Транспорт
Цели:
Коррекционно-образовательная:
• учить образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно-развивающие :
• развивать логическое мышление и связную речь детей;
• закреплять употребление существительных в различных падежах;
• закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.
Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей различных видов транспорта.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, послушайте загадки. Когда вы их отгадаете, то поймете, о чем мы сегодня будем говорить.
Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет —
Ярко-красный глазок глянет.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
(машина)
Перед нами чудо –птица,
Всех прошу скорей садиться,
Отправляется в полет
Быстрокрылый…
(самолет)
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое? …
(Пароход)
2. Объявление темы.
Логопед: Вы большие молодцы, правильно отгадали все загадки. Сегодня мы поговорим о транспорте и узнаем много нового и интересного. Послушайте мой рассказ.
3. Вводная беседа.
Транспорт
Наша жизнь немыслима без транспорта. Он бывает наземным, подземным, водным и воздушным.
Каждую страну покрывает целая сеть автодорог. По ним мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. Вид и размер автомобилей бывает различным. Люди ездят на машинах в гости или на работу, за покупками или отдыхать. Двигатели автомобилей чаще всего работают на бензине. Обычно у автомашин четыре колеса. Рядом на пешеходной дорожке можно увидеть велосипедистов. Машины и велосипеды — это наземный транспорт.
По железной дороге движутся поезда. Они состоят из вагонов, следующих за локомотивом. Поезда перевозят людей или грузы. Раньше поезда приводил в движение пар. Современные локомотивы используют электричество или дизельное топливо.
Чтобы плавать по рекам и океанам, люди строят разные корабли и лодки. А в воздухе можно увидеть самолеты и вертолеты. Воздушные лайнеры — самый быстрый транспорт на свете. Под землей есть целый город — метро. Очень удобно пассажирам ездить подземным транспортом. Быстро ходят поезда. Зимой в метро тепло, а летом прохладно.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Ребята, а давайте сейчас мы с вами рассмотрим картинки и скажем, из каких частей состоит транспорт
Игра «Назови части». Пополнение словаря по теме.
Колеса, багажник, фары, руль, кабина — легковая машина.
Колеса, кузов, фары, руль, кабина — грузовая машина.
Палуба, якорь, корма, нос, каюта — корабль.
Крылья, кабина, хвост, мотор — самолет.
Руль, сиденье, два колеса, педали, рама — велосипед.
Кабина, хвост, лопасти, мотор — вертолет.
Логопед: Вы большие молодцы. И с этим заданием легко справились.
Ребята, а сейчас представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на свои картинки и скажите, на чем мы отправимся в путешествие.
«Путешественники». Пополнение словаря по теме. Проводится по картинкам, выданным детям в начале занятия.
Я отправляюсь в путешествие на самолете.
Я отправляюсь в путешествие на корабле.
Я отправляюсь в путешествие на велосипеде.
Я отправляюсь в путешествие на автомобиле.
Физкультминутка «Автобус».
Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево)
Наш шофер педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль,
И автобус побежал (бегут по кругу, в руках «руль»).
Логопед: Ребята! А у меня для вас еще одно сложное задание. Я буду читать вам начало предложения, а вы должны закончить его подходящим словом.
Игра «Подбери нужное слово». Образование приставочных глаголов.
Машина в гараж. (заезжает, машина из гаража. (выезжает,машина вокруг гаража. (объезжает, машина к гаражу. (подъезжает, машина от гаража. (отъезжает, машина на мост. (въезжает, машина с моста. (съезжает).
Логопед: С этим заданием вы, ребята, справились. Молодцы! Но у механика есть для вас более сложное задание. Попробуем его выполнить?
Игра «Кто чем управляет?». Пополнение словаря по теме.
Водитель управляет (чем) —.
Машинист управляет (чем) —.
Летчик управляет (чем) —.
Мотоциклист управляет (чем) —.
Велосипедист управляет (чем) —.
Космонавт управляет (чем) —.
Капитан управляет (чем) —.
5. Итог занятия.
Как назвать одним словом машину, автобус, мотоцикл, самолет? А какие виды транспорта вы запомнили? Сейчас я вам всем подарю картинки с разным транспортом, а вы их дома раскрасите.