Ирина Кузнецова
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Назови ласково».
Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Содержание игры:предлагаем ребенку называть ласково все те предметы, которые мы будем называть (огурец-огурчик, пенал-пенальчик).
«Два брата ИК и ИЩ»
Цель: учить детей образовывать слова от заданных с помощью суффиксов ИК и ИЩ.
Публикация «Картотека игр, Игры на развитие грамматической стороны речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Содержание игры: предлагаем поиграть в страну гномов, где живут слова с суффиксом ИК, и страну великанов, где живут слова с суффиксом ИЩ. Называем слово, а ребенок, по нашей просьбе, путем прибавления определенного суффикса, образует новые слова (дом-домик-домище, нос-носик-носище).
«Найди родственника»
Цель: учить детей образовывать родственные слова от заданных.
Содержание игры: называем слово, и просим ребенка подобрать похожие слова.
Яблоко- яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый;
«У кого кто?»
Цель: учить детей образовывать от данных слов единственное и множественное число имен существительных.
Содержание игры: предлагаем ребенку назвать, как, к примеру, называется птенец утки? А много птенчиков? (утка-утенок- утята и т. д.)
Игры по словоизменению .
«Один-много».
Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных при помощи окончания -Ы.
Содержание игры: предлагаем ребенку поиграть, говоря, что «я буду называть один предмет, а ты много» (стол-столы, ваза-вазы)
«Что я имею ввиду»
Цель: учить детей подбирать к прилагательному существительное в нужном роде.
Содержание игры: спрашиваем ребенка: про какой овощ можно сказать, что он «красный»? «твердый»? «сочный»?
«Подбери признак»
Цель: учить детей подбирать прилагательное к существительному в определенном роде.
Содержание игры: спрашиваем у ребенка: куртка (какая)- красная, теплая, зимняя…
«Что я загадала?».
Цель: учить детей изменять слова по падежам.
Содержание игры: детям предлагается отгадать загадки, и потом ответить на вопросы.
Что это у Галочки? Чем мы ловим рыбу?
Ниточка на палочке. У кого удочка?
Палочка в руке, Палочка где?
Ниточка в воде. (удочка) Ниточка где?
Игры на развитие падежного управления.
«Закончи предложение». (родительный падеж)
Цель: учить детей выбирать слово в нужной грамматической форме и подставлять его в предложение, чтоб оно было логически законченным.
Содержание игры: ребенку дается карточка, где написаны предложения, в которых пропущены слова. В эти пропуски нужно подставить слова написанные в скобках. Следим, чтоб ребенок подставил слово в нужной грамматической форме.
Налей мне стакан горячего___ чаю
Тебе ___или кофе? Чая
«Кто кому?» (дательный падеж)
Цель: учить детей понимать грамматические конструкции с употреблением дательного падежа.
Содержание игры: на карточке написаны предложения, отражающие какое-либо действие. Ребенок прочитывает предложение, осмысляет его и отвечает на заданный вопрос.
К Ване приехала бабушка. Кто хозяин?
Наташа написала письмо подруге. Кто получил?
Наташа читает письмо Веры. Кто посылал?
«Вставка» (винительный падеж)
Цель: учить детей по окончанию существительного определять какой предлог пропущен.
Содержание игры: перед ребенком карточка с предложениями, где пропущены все предлоги. Ребенку предлагается вставить в пустые клеточки предлоги, чтоб получилось связное предложение.
Как ___воду глядел.
А он и ___ус не дует.
«Собери пары» (творительный падеж)
Цель: учить детей соотносить предметы между собой, и использовать в речи творительный падеж.
Содержание игры: картинки с изображением предметов распределяются в два столбика. К картинкам из первого столбика нужно подобрать картинки из второго столбика и соединить их линиями. Устно составляются предложения, отвечающие на вопрос: «Что чем выполняют?» (письмо пишется ручкой, гвоздь забивается молотком)
«Исправь ошибку» (предложный падеж)
Цель: учить детей находить ошибки в употреблении предлогов предложного падежа и исправлять их.
Содержание игры: ребенок читает предложения. Нужно найти ошибки в употреблении предлогов В и НА, и исправить их.
Суп варят на кастрюле.
Мы живем в пятом этаже.
Игры, направленные на согласование частей речи.
«Веселый счет»
Цель: учить детей согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.
Содержание игры: предлагаем ребенку посчитать.
Одно яблоко, два яблока…. пять яблок. И т. д.
«Один-одна»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными ОДИН и ОДНА
Содержание игры: перед ребенком выкладываются карточки, где нарисованы предметы (одна машина, одна дорога, один лист, один мяч и т. д.). Просим ребенка закрывать фишками картинки, называя их.
«Назови цвет»
Цель: учить детей согласовывать существительные с прилагательным в роде и числе.
Содержание игры: просим ребенка назвать морковь (какая, огурец (какой)
[b]«Зоопарк»[/b]
Цель: учить детей согласовывать слова по падежам.
Содержание игры: перед ребенком выкладываем картинки с животными и спрашиваем: Кто с кем дружит? Чем их угощают? Кого быты хотел иметь дома?