Татьяна Юрьевна Недобер
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР «В гостях у сложных слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе.
Программное содержание:
1. Учить выделять на слух сложные слова из чистоговорок, стихотворений, текста.
2. Развивать умение узнавать слова по их толкованию.
3. Упражнять в самостоятельном образовании сложных слов с помощью опорных слов. Закреплять умение делить сложные слова на две части.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Обогащать активный словарь детей, научить составлять предложения и употреблять в речи сложные слова. Расширять опыт сознательного анализа языкового материала.
5. Предварительная словарная работа. Слова-предметы: лесоруб, рыболов, птицелов, змеелов, пчеловод, садовод, собаковод, землекоп, трубочист, водопроводчик, пароход, луноход, теплоход, самокат, снегоход, землеройка, огнетушитель, мышеловка, пешеход, самолет, паровоз, самосвал, молоковоз, мясорубка, самовар, кофеварка, пылесос, листопад, водопад, снегопад, ледоход, звездопад, носорог, водомерка, сороконожка, птицеед, сладкоежка.
Слова-признаки: рыжеволосый, длиннохвостый, кареглазый, добродушный, легкомысленный, пятиэтажный и т. д.
6. Упражнять детей в подборе родственных слов.
7. Развитие связной речи.
- составление предложений с заданными словами;
- пересказ текста.
8. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
9. Развитие партнерских взаимоотношений, умение работать в командах.
Оборудование: компьютер, интерактивная приставка, карточки, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Составь из двух значений одно слово признак:
длинношеяя
длинноногая
коротковолосый
рыжехвостый
трёхколесный
пятиэтажный
двухвинтовой
вугорбый
добросердечный
кареглазый
голубоглазый
пятидверная
острозубый
длинношерстный
пучеглазая
рыжеволосая
остроумный
быстроногий
легкомысленный
добродушный
светловолосый
2. Что лишнее? Самокат, пылесос, велосипед, мясорубка
3. Родственные слова. Назвать семейку слова снег, выбрать родственное слово.
4. Звуковой анализ слова СНЕГОКАТ.
5. Придумать предложение со словом СНЕГОКАТ
6. Физкультминутка:
Слова бывают разные: (Руки на поясе)
Весёлые, забавные, (Повороты вправо-влево)
Простые и серьёзные
И очень-очень сложные. (Погрозить указательным пальцем правой руки)
Листопад – слово летящее. (Трепещущие движения кистями рук сверху вниз)
Снегопад – слово блестящее. («Фонарики»)
Звездопад – слово искрящее. (Поднимая руки вверх, с силой разжать кулак)
Водопад – слово мокрющее. (Стряхнуть «капли воды» кистями рук)
Ледоход – слово плывущее. (Волнообразные движения ладонями)
Носорог – слово могучее. (Согнуть руки к плечам, пальцы сжаты в кулак)
Водомерка – слово скользящее (Движение вперед-назад ладонями вниз)
Пылесос – слово гудящее. (Имитация работы пылесоса со звуком: у-у-у)
Самовар – слово пыхтящее. (Пружинка, руки на поясе: пых-пых-пых)
А сладкоежка – слово хрустящее (Щелчки пальцами рук: хр-хр-хр)
8. Назови сложные слова-предметы:
вездеход
луноход
пароход
пешеход
самокат
самолет
вертолет
звездолет
самосвал
листопад
камнепад
звездопад
снегопад
ледокол
самовар
мясорубка
кофеварка
пылесос
лесоруб
Пчеловод
овцевод
свинопас
садовод
трубочист
рыболов
зверолов
сенокос
мышеловка
9. Чтение текста, ответиты на вопросы.
Найти сложные слова. Пересказать текст с использованием сложных слов.
ГАДЮКА
Вася пошёл с отцом на сенокос. С ним была его верная длинношерстная собака Полкан. Отец косил траву, а Вася лежал на сене. Вдруг из сена выползла змея. Вася испугался и закричал. Быстроногий Полкан бросился на гадюку и через минуту разорвал её на куски.
Рефлексия
Занятие заканчивается