МААМ-картинки

Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Карина Костенко
Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Публикация «Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Новизна: реалии времени требуют новых подходов с учетом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Цель: помочь детям пяти–шести лет войти в социально экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Образовательные:

• Расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких

экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

Развивающие:

Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества

Воспитательные:

• Сформировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности;

объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи,

складывающиеся непосредственном окружении (труд, товар, деньги, цена, стоимость - с

одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность,

экономность, щедрость и т. д.); сформировать умения грамотно действовать в

повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности.

• Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Основополагающие принципы данного материала: единство воспитания, обучения и развития; научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника :

-формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;

-закрепление разумных материальных потребностей;

-формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

В первую очередь освоения финансовой грамотности, в детском саду предполагает приобщение к социальной среде, поход в магазин, в банк. А начала я это приобщение, с обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы.

Основным приемом с детьми 5-6 лет, я использовала обязательное присутствие игрового компонента.

В моей работе с детьми, проводились беседы на тему "Финансовая грамотность", "Профессии, "Откуда к нам пришли деньги", "Как правильно распределить свой бюджет?". Дети познакомились с историей денег, их использованием, значимостью, ценностью. Также, в своей работе я использовала наглядные пособия: настоящий сейф, оригиналы сберегательных книжек, банковские карты. Благодаря пособиям, дети узнали способы хранения денег, выделили наиболее актуальные варианты, используемые в настоящее время.

Разбирали пословицы и поговорки об экономическом поведении:

-Без труда не вытащить рыбки из пруда;

-Семь раз отмерь, один раз отреж;

-С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Подготовив дидактическое пособие "Ромашка", дети научились правильно распоряжаться деньгами и их экономить.

Создала мини-музей "Старинные деньги", дети с большим интересом рассматривали, сравнивали старые деньги с современными, закрепили их историю возникновения.

Основная форма обучения-игра. Именно через игру ребенок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Учение в дидактической игре-появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

С детьми проводились такие дидактические игры как: монополия, профессии, домино, магазин игрушек; сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, кафе, банк.

В сюжетно-ролевой игре участники учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов.

Сложность моей работы состояла в том, что в наше время родители стараются не затрагивать с детьми тему денег, так как боятся вырасти человека с понятием, что деньги решают всё. Но они не задумываются, что в итоге вырастает абсолютно безграмотный в финансовых вопросах человек, совершенно беспомощный во взрослой жизни.

В нашем современном мире, который стремительно развивается недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Конечно, это нужный навык, но, где гарантия, что, умея, зарабатывать деньги человек будет жить свободной и обеспеченной жизнью. Нужно что то, большее-это развитие бережливости, предприимчивости, умения распределять свои финансы.

Я убедилась, что именно в дошкольном возрасте можно сформировать у детей наиболее правильное представление о финансовых понятиях и помочь ему стать успешным человеком.

Проделав большую работу, мне удалось через игру и практические занятия донести до детей, что:

-Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объяснила, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

-Сначала зарабатываем-потом тратим! Рассказала, что из "тумбочки можно взять только то, что в нее положили", -соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

-Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объяснила, что цена-это количество денег, которые нужно отдать, а товар в магазине-это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, а в этой цепочке деньги-это посредник.

-Деньги любят счет. Объяснила, что обязательно нужно считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

-Финансы нужно планировать. Убедила детей о том, что нужно вести учет доходов и разходов в краткосрочном периоде.

-Не все покупается! Привила понимание того, что главные ценности-жизнь, отношения, семья, радость близких людей-за деньги не купишь!

-Финансы-это интересно и увлекательно!

Литература для педагогов:

Поварницина Г. П., Киселева Ю. А. Финансовая грамотность дошкольника.

Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

Л. Г. Киреева. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Банкомат» ко Дню денег и банков на МAAMДидактическое пособие по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Банкомат» ко Дню денег и банков на МAAM Возрастная адресность: для детей 4-6 лет Цель: формирование знаний воспитанников о предназначении банкомата, его функции и особенностях.

Дидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими рукамиДидактическое пособие по финансовой грамотности «Экономический куб» для детей дошкольного возраста своими руками Дидактическое пособие «Экономический куб» включает в себя две игры: лото по финансовой грамотности «Доходы-расходы» и «Что можно и нельзя.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников Выступление на РМО на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников»«Ценности, закладываемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 августа 2022 в 12:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД