Надежда Сергеевна Быкова
Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на РМО на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников»
«Ценности, закладываемые с малолетства,
приносят в дальнейшем большую отдачу».
Беверли Ноер Фельдман
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-
Тем полезней ему будет в жизни потом!
Публикация «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
25 сентября 2017 года Правительством РФ принята Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ. Цель стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Согласно Стратегии, повышением финансовой грамотности населения, необходимо заниматься с самых ранних лет, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования.
Экономическое воспитание дошкольников - это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное.
Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
Ребёнок - дошкольник не освоит эту область экономических знаний самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретая доступные ему знания, поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных учреждений задачу - формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Начиная, работу по ознакомлению детей с финансовой грамотностью, выделили четыре направления или блока.
1 блок «Потребности и возможности»- способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:
- знакомит детей с многообразием потребностей человека
- формирует представления об ограниченности возможностей
- учит определять разницу между «хочу» и «надо»
В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.
2 блок «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о труде:
- расширяет представления детей о труде взрослых
- знакомит детей с многообразием профессий человека
- способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.
В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.
3 Блок «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:
- знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»
- учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства
- помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег
- способствует развитию умения детей пользоваться деньгами
- формирует разумное отношение к расходованию денег.
В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
- сравнивать цены на товар, объяснять разницу
- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.
- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты,
купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.
Ребенок узнает, что в каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).
4. «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
- знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой
- учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи
- формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи
- формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.
В результате, ребёнок сможет объяснять структуру семейного бюджета:
- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
- понимает потребности и возможности семьи
- учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.
Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».