Золотухина Надежда
«Знакомство с животными Арктики». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Знакомство с животными Арктики»
Цель: уточнять и расширять знания детей с животными Арктики, их внешним видом, образом жизни и повадками.
Задачи:
Обучающие:[/i]
- формировать у детей представление о животных севера;
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;
- продолжать развивать умение у детей внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к животному миру.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Умка», беседа «Кто живет на Севере?», рассматривание альбома «Животные крайнего севера», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных крайнего севера.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации «Животные Арктики», глобус.
Ход НОД
Воспитатель: Далеко – далеко, среди бескрайних льдов, холодной темной воды, огромных снежных сугробов, на одном из северных континентов живет герой нашего сегодняшнего занятия. Вы узнаете кто он, отгадав загадку.
Встретить можно их во льдах,
Звёздной ночью в небесах.
Очень дальние соседи
Эти Белые … (медведи)
Воспитатель: Правильно. К нам в гости пришел медвежонок. А зовут его Умка.
Я БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК, пока еще ребенок.
Как все медведи белые в Арктике живу.
А все медведи белые огромные и смелые
И самые мы главные в Арктическом краю.
Мы нырять умеем, прыгать через льдины,
В океане плавать, путь проделать длинный.
Шуба наша белая, словно печка жаркая,
Не боимся холода, любим нашу Арктику.
Известно всем на свете - дружить умеют дети
Мы разные, ну что же, ведь это не беда!
Скучать нам не приходится, Дела всегда находятся,
И у меня, конечно, все в Арктике друзья!
Хотите познакомиться? Тогда скажите «ДА!»
И всех животных Арктики узнаете тогда.
Воспитатель: Ну что ребята, вы хотите познакомиться с друзьями Умки? (Да) Тогда отправляемся вместе с Умкой в путешествие.
В белоснежной Арктике холод и пурга,
Царство настоящее здесь снегов и льда.
Воспитатель: Вот на одной волшебной льдине мы и отправимся с Умкой
за полярный круг, в зону арктических пустынь.
Воспитатель: А вы знаете где находится Арктика? (Арктика располагается на Северном полюсе)
Воспитатель: Почему Арктику называют зоной арктических пустынь? (Потому что в Арктике почти нет растительности)
Воспитатель: Правильно, ребята. Почти вся территория Арктики располагается под толстым слоем льда и снега, который не тает даже летом. Лишь на небольших участках с приходом весны можно отыскать мхи, лишайники и другую низкорослую растительность. Но несмотря на суровый климат Арктики, животный мир ее удивителен и разнообразен.
Воспитатель: Каких животных крайнего севера вы уже знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Арктика удивительный край природных явлений. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето. Здесь ночь и день длятся по полгода! Как это? Зимой наступает такое время, когда солнце вообще не всходит. Наступает полярная ночь. А вы знаете, что такое полярная ночь? (ответы детей)
Воспитатель: В это время небо темное большую часть дня, единственный свет может исходить от луны, звезд.
Воспитатель: На смену полярной ночи приходит полярный день.
Воспитатель: В Арктике можно увидеть удивительное явление природы — полярное сияние. Кто знает, что это такое? (Это когда небо часами переливается разноцветными огнями - красный, синий, желтый, зеленый)
Воспитатель: Все верно. Сначала по ночному небу разливается бледный белый свет. Затем эта белизна начинает розоветь и постепенно становится багровой. Потом в небе возникают гигантские столбы, сверкающие всеми цветами радуги. Эти столбы то сходятся, то расходятся. В народе говорят, что «столбы играют».
Воспитатель: Ну вот мы и добрались до Арктики. Земля Большой Медведицы – так переводится с греческого слово «Арктика. Название связано с созвездием Большой Медведицы, которое всегда можно увидеть на арктическом небе.
Воспитатель: Прежде, чем мы начнем знакомиться с друзьями Умки, он предлагает нам отдохнуть.
Физкультминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)
Воспитатель: Умка нам предлагает познакомиться со своей семьей – белых медведей.
БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Белый медведь в Арктике белой
Он ее символ, огромный и смелый.
Воспитатель: Полярные медведи самые крупные и сильные животные Арктики. Они очень хорошо плавают и прекрасно ныряют.
Воспитатель: А как вы думаете, почему они белые? (Маскируются, как снег)
Воспитатель: Чем питаются белые медведи? (Рыбой)
Воспитатель: Медведь прекрасный пловец. Он охотиться за рыбой, тюленями и даже моржами. У него огромные когти, которые помогают карабкаться по льду и добывать пищу.
Воспитатель: Как вы думаете, что помогает белому медведю выжить в суровом климате Арктики? (Благодаря наличию очень теплой и толстой меховой шубки, которая даже при очень низкой температуре прекрасно согревает. Помимо толстой белой шубки, хищник имеет толстый слой жира, удерживающий тепло)
Воспитатель: Впадают ли в спячку белые медведи? (Нет)
Воспитатель: Белые медведи не впадают в спячку и устраивают себе берлогу только тогда, когда появляются на свет медвежата. Медведица – заботливая мама, она все время проводит со своими малышами. Согревает их своим теплом и кормит малышей молоком.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли враги у такого крупного, сильного животного? (В природе у взрослых медведей нет естественных врагов. В воде на белого медведя может напасть морж или касатка. Основную угрозу для медведя представляет человек с ружьем)
Воспитатель: Белый медведь занесён в Красную книгу
ВОЛК ПОЛЯРНЫЙ
Они как собаки, крупные только.
Это полярные снежные волки.
Волки полярные в стае живут
И вожаку подчиняются тут.
Воспитатель: Полярный волк – это крупное, выносливое и опасное хищное животное.
Воспитатель: Что помогает волку выживать в суровом климате?
Воспитатель: Выжить в условиях экстремальных температур ему помогает плотная и тёплая шерсть. Даже при самых низких температурах полярный волк может спать на снегу.
Воспитатель: Давайте рассмотрим полярного волка. (Мех у волка белого цвета, поэтому он сливается с снегом и становится незаметным для других животных. У него длинная и широкая морда, мощные челюсти, острые зубы и когти. На голове есть небольшие заостренные уши)
Воспитатель: Волк обладает острым зрением и великолепным нюхом, которые нужны волку для охоты. Охотятся волки в стаях. Хвост у волка низко опущен и покрыт густым мехом.
Воспитатель: Для чего служит волку хвост?
Воспитатель: Хвост используется полярным волком в качестве балансира при движении, а также как средство общения с сородичами. Когда животное укладывается спать на снегу, хвост «служит» одеялом и помогает сохранить тепло.
Воспитатель: У полярного волка ноги мощные и длинные. Как вы думаете зачем полярному волку нужны длинные ноги?
Воспитатель: Дело в том, что на пути такого животного нередко встречаются глубокие сугробы, а еще ему зачастую приходится перепрыгивать с льдины на льдину.
ПИСЕЦ
Напоминает он лису,
Но не всегда живет в лесу.
Ему родней всего снега,
Метели, вьюги, холода.
Воспитатель: Писца еще называют полярная лисица.
Воспитатель: Приглядитесь. И правда писец имеет много общего с лисой. Что у них общего? (Вытянутая морда с закруглёнными небольшими ушами, пушистая шерсть, манера поведения, острый слух и отменное обоняние)
Воспитатель: Чем отличаются? (Цвет меха)
Воспитатель: У писца пушистая и тёплая шубка, которая по-разному выглядят в разное время года. Как и зайцы, они меняют шерсть. Зимой писец белого окраса может похвастаться белоснежной пушистой шерстью, а летом более скромной, грубой и жесткой, бурого окраса. На подушечках лап растут жесткие волосы, что позволяет ему не проваливаться в снег.
Воспитатель: Песец - настоящий хищник! Он охотится на мелких животных: насекомых, червей, маленьких птиц, а также ест рыбу. Он очень быстрый и ловкий.
Воспитатель: Ребята, к каким животным относятся белый медведь, полярный волк и писец? (Это хищные животные)
Воспитатель: Молодцы! На бескрайних просторах Арктики живут не только хищные животные, но и травоядные. Знакомьтесь.
СНЕЖНЫЙ БАРАН
Снежный есть баран ЧУБУК
С очень толстыми рогами,
Зверь живёт, где снег вокруг –
Наслаждается горами.
Воспитатель: Снежный баран — уникальное и удивительное животные. Ещё его называют Чубук. Снежный баран живет в труднодоступных скалах. У него крепкое телосложение, короткая шея и заостренная голова. Уши короткие. Нос приподнят, верхняя губа вздернута так, что иногда становятся видны зубы.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание какие рога у снежного барана. (Большие и закрученные рога серо-коричневого цвета)
Воспитатель: А что можно сказать о ногах барана? (У него толстые ноги, высокие)
Воспитатель: А вы заметили, что у снежного барана задние ноги длиннее, чем передние. Как вы считаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Это связано с образом жизни, который предполагает передвижение по горным склонам. Также к этим условиям приспособлены и копыта животных. Их острые края помогают держаться за трещины и выступы, а шершавые подушечки на задней части копыт не позволяют скользить по гладкой поверхности камней и льда.
Воспитатель: Кто является врагом снежного барана? (Медведь, волк)
Воспитатель: Молодцы!
СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ
Он высокий и красивый,
А рога ну просто диво!
Словно двух деревьев крону
Носит он свою «корону».
Воспитатель: Северному оленю не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. С наступлением лютых холодов, у северных оленей отрастает длинная шерсть. Шерсть густая, поэтому они не мерзнут. Летом олени беловатого цвета, а на зиму становятся коричневыми. У оленя продолговатое туловище, длинная шея и ноги. У него очень красивые рога, которые украшают голову не только самцов, но и самок. Каждый год олени меняют старые рога на новые.
Воспитатель: Ребята, а для чего оленю нужны рога? (Рога - это средством защиты)
Воспитатель: Правильно. А еще у оленя широкие копыта. Они нужны оленю чтобы ходить по снегу и не проваливаться. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы найти еду.
Воспитатель: Северные олени много путешествуют! Когда наступает холод, они идут в более теплые места. А когда становится тепло, они возвращаются домой. На своем пути они переплывают реки и преодолевают большие расстояния.
ОВЦЕБЫК
Кто же он овца иль бык?
Говорят, что Овцебык.
Шерсть свисает до земли
Защищает от пурги.
Воспитатель: Овцебык - это большое животное. Ему нравится, когда вокруг много снега! Он может валяться в нем, играть. У него очень теплая и мягкая шерсть, которая защищает его от сильного ветра и мороза. Голова удлинённая и очень массивная, с острыми и закруглёнными рогами.
Воспитатель: Посмотрите как растут у него рога? (В виде шлема)
Воспитатель: Овцебык имеет горб-загривок. Ноги небольших размеров, коренастые, с большими и округлыми копытами, благодаря которым он не скользить на льду и снегу. Иногда он использует их вместо лопаты, чтобы копать снег и искать еду.
Воспитатель: В холодных водах Арктики у Умки тоже есть друзья. Это уникальные животные, которые не встречаются больше нигде в мире. Но прежде чем мы продолжим наше знакомство с друзьями Умки сделаем небольшую паузу.
Физминутка для глаз
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
МОРЖ
Вылезает Морж на лед,
Громко фыркает, ревет.
Он немножечко устал,
Со дна рыбу распугал.
Воспитатель: Моржи живут в открытых водах Арктики, выбираясь на берег или льдины, чтобы отдохнуть. Это огромный зверь, его кожа со складками бурого цвета.
Воспитатель: Давайте рассмотрим его. Какой он? (У моржа маленькая голова и маленькие глаза, на морде длинные толстые и жёсткие усы (вибриссы, острые бивни)
Воспитатель: Ребята, для чего нужны бивни моржу? (Для защиты)
Воспитатель: А еще с их помощью них морж добывает пищу. Морж ныряет глубоко в море, до самого дна и бивнями раскапывает морское дно в поисках ракушек мидий, устриц и других моллюсков. На суше морж неуклюж и неповоротлив, а в воде он отличный пловец и ныряльщик.
Воспитатель: Моржи любят тесные компании и живут большими стадами: вместе отдыхают, вместе обороняются от белых медведей и охотников.
Воспитатель: Что же спасает моржа от холода? (Толстая, очень прочная кожа, а под ней запасы жира)
Воспитатель: Правильно. Никакой мороз моржам не страшен!
КОСАТКА
В море страшный хищник есть,
Что любого может съесть.
Даже злобные акулы
Не хотят встречаться с ним.
Не хотят встречаться с ним
С этим хищником морским.
Кто пугает без оглядки?
Хищника зовут косаткой.
Воспитатель: Яркий черно-белый окрас делает косатку очень заметной среди волн Арктики. Косатка — не только самый большой дельфин в мире, но еще и опасный хищник. У нее мощные челюсти с острыми зубами.
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами можем увидеть косаток? (В океанариуме)
Воспитатель: Да. В неволе косатки миролюбивы, быстро привыкают к человеку и берут корм из его рук. Косатки легко поддаются дрессировке и способны выполнять различные трюки: выпрыгивают в воздух, играют с мячом, возят на спине дрессировщика…
Воспитатель: В холодных регионах также обитает множество птиц. Вы когда-нибудь видели сову, которая белая, как снег? Это полярная сова!
ПОЛЯРНАЯ СОВА
Самая большая птица
Этой ночью ей не спится.
Крылья словно с бахромой,
Вертит круглой головой,
Желтые глаза горят
И кого-то ищет взгляд.
Воспитатель: Она тоже приспособилась к суровому климату Арктики. Белые совы выбирают эти места, потому что они могут легко прятаться и охотиться там.
Воспитатель: Совы - хищники, и они очень хорошие охотники. Они любят ловить мелких животных, таких как лемминги. Они также могут поймать птиц и других маленьких грызунов.
Воспитатель: Полярные совы имеют невероятное зрение и слух. Они могут увидеть или услышать свою добычу даже на большом расстоянии. И когда они бросаются на добычу, они делают это очень тихо, чтобы их жертва ничего не подозревала.
Воспитатель: Посмотрите на сову. Какая она? (У нее большая голова, мощный клюв, большие желтые глаза)
Воспитатель: Что согревает белую сову в холодное время? (Оперение)
Воспитатель: Ребята, а теперь немного подвигаемся и поиграем, чтобы не замерзнуть.
Подвижная игра «Совушка-сова, большая голова»
Воспитатель: Что же помогает животным выживать в таких суровых условиях? (Длинная шерсть и оперение, без чего не обойтись в суровых климатических условиях, подкожный жир)
Воспитатель: Наше путешествие в Арктику закончилось. Умка говорит, что это еще не все его друзья. Он не прощается с нами, а говорит: «До скорой встречи!»
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать с Умкой по Арктике? (Да)
Воспитатель: Тогда, мы сюда ещё вернемся, чтобы познакомиться поближе и с другими удивительными животными и птицами этого края.
ИТОГ
- Где находится Арктика? (На Северном полюсе)
- Что вы можете рассказать об Арктике? (Очень холодно, это царство снега и льда, по полгода длится полярная ночь и полярный день, небо переливается всеми цветами радуги - северное сияние, живут самые удивительные животные и птицы)
- Кого из животных можно встретить в Арктике? (ответы детей)
- Почему эти животные живут в Арктике? (Они питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех, который делает их незаметными на снегу)
Воспитатель: Молодцы! Занятие закончилось.