Макарова Татьяна Владимировна
Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость финансового просвещения из-за глобальной финансовой безграмотности, что приводит к проблемам в жизни.
Публикация «Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста „Что нельзя купить за деньги“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
А самое главное, необходимо ребятам объяснить, что счастье, друзей и многое другое, что основано на духовных и моральных принципах, за деньги не купишь.
Если вести работу по воспитанию финансовой грамотности в течение длительного времени, давая материал, по принципу усложнения, используя множество финансовых игр, закреплять материал конкурсами, олимпиадами, то это поможет детям хорошо усвоить материал, сформировать личную заинтересованность в дополнительном изучении данной темы. И все это в целом даст возможность избежать ребятам многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель программы : сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации программы : сентябрь2019 года по май 2020 года.
Перспективный план работы по проекту «Что нельзя купить за деньги»
Сентябрь
«Азы финансовой грамотности»
1. Беседа с детьми «Что такое потребности?» Основные потребности и желания и способы их удовлетворения. Обсуждение «Что мне нужно и для чего», «Где взять необходимое, для удовлетворения потребностей», «С помощью чего приобрести необходимое?»
2. «Что такое деньги», История происхождения денег. Презентация «История денег»
3. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. Объяснение понятий «Купюра и монета»
4. Обсуждение «Что необходимо человеку?» Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья, то есть потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п., которые можно удовлетворить, имея деньги. И обсуждение потребностей морально-эстетических, эмоциональных и социальных, которые за деньги приобрести невозможно.
5. Беседа с детьми «Потребности семьи» Обсуждение потребностей членов семьи. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»
6. «Что мне нужно?» Личные жизненные потребности и желания ребёнка. Интервью на тему: «Потребности и способы их удовлетворения»
7. «Что такое пластиковая карта» - новый вид расчета. Откуда берутся пластиковые карты. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» с использованием купюр, монет и пластиковых карт.
8. «Что такое цена»- понятие стоимости продукта или труда.
То, что нельзя купить.
"Уважение" :
Многие родители делают ошибку, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения. Уважение - это важная моральная ценность, о которой ваш ребенок должен знать в раннем возрасте, поскольку он играет важную роль в его поведении по отношению к незнакомцам и старикам. Если малыш научится уважать своих сверстников и старших с юных лет, нет никаких сомнений в том, что он выиграет от этого в будущем. Даже когда в будущем наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет более внимательным к другим.
"Патриотизм" – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
Игры с другом:
«Звери на болоте».
Цель:
1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.
2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого, дружеское отношение к другим.
3. Продолжать обогащать словарь детей выражениями : словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)
Ход игры. Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.
9. Интервью «что такое потребности, какие у тебя потребности, что такое деньги и для чего они нужны»
Октябрь «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»
1. Беседа «Что такое труд?» Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда. Беседа «Что сделано руками человека?»
2. Чтение «Петушок и два мышонка» ( раскрыть понятия: труд и лень, «12 месяцев» о труде, вознаграждении за трудолюбие и доброту. «Дочь и падчерица»,
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде:
* Без труда не выловишь рыбку из пруда.
* В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.
* Всякая работа мастера хвалит.
* Дело мастера боится.
* Делу время, потехе час.
* Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
* За всякое дело берись умело.
* Кончил дело — гуляй смело.
* Кто не работает, тот не ошибается.
* Маленькое дело лучше большого безделья.
* Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
* Под лежачий камень и вода не течет.
* Поспешишь — людей насмешишь.
* Пчелка маленькая, а и та работает.
* С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
* Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
* Труд человека кормит, а лень портит.
* Уменье и труд все перетрут.
4. «Кем сегодня стану я?» Обсуждение с детьми «Что такое трудовой договор», «Трудовая книжка», оплата труда, «премии» Сюжетно ролевые игры по теме профессии. Презентация «Трудовая книжка, Грамоты»
5. Д/И «Кому что нужно?»
6. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
7. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
То, что нельзя купить :
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
Игры с другом:
«Мост дружбы».
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.
Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.) и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».
8. Интервью «что такое труд, зарплата, трудовая книжка, профессия»
Ноябрь «Бюджет в семье»
1. Беседа с детьми «Что такое бюджет?» Количество и распределение денежных средств. Что такое «Приоритет финансирования» на примере семейного бюджета. Усложнение6 игра «Я президент»
2. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?», «На что чаще всего тратятся деньги»- родительские обязанности и заботы»
3. Д/И «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)
4. Сюжетно-ролевая игра «распределение семейного бюджета» с учетом всех потребностей и желаний каждого члена семьи и определенным бюджетом.
5. Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин-распределение финансов на продукты»
6. Деловая игра «Оплата коммунальных счетов»
7. Обсуждение «Стоимость товара». Стоимость зависит от качества товара, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
8. Цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
То, что нельзя купить : "Семья"
Семья является неотъемлемой частью жизни ребенка. Он формирует его и воспитывает во взрослого. Поэтому важно дать вашему ребенку чувство семьи и помочь ему понять, почему семья так важна, чтобы он рос, уважая и любя членов семьи, несмотря ни на что.
Семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Игры с другом:
«Волшебные очки»
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали».
Ход игры: Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
9. Интервью «что такое бюджет», «откуда берутся в семье деньги»
Декабрь «Профессии и труд»
1. Беседа «Для чего люди обучаются профессиям?»
Обсуждение пословиц:
Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись.
Хорош садовник – хорош и крыжовник.
Больному нужен врач, а голодному — калач.
Учитель, что родитель – о добре помышляет.
Без топора — не плотник, без лопаты — не огородник.
Каков строитель, таков и дом.
Если не музыкант, не бери скрипку в руки.
Каждому мастеру своё дело.
Не кует железо молот, кует кузнец.
Белые руки чужие труды любят.
Всякое дело мастера боится.
Каков маляр, такова и окраска.
2. Просмотр мультфильма про Незнайку. Обсуждение того, почему герою мультфильма не удается труд других.
3. Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
4. Беседа «Профессии моих родителей»
5. Игра «Услуги и товары»
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д. ; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры:
Герой решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Вопрос что это: товар или услуга?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети называют люди, каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
То, что нельзя купить :
"Умение регулировать споры и идти на компромиссы".
Важно, чтобы ребенок знал, что не все работает по его словам. Необходимо учить его с юных лет, что, когда это абсолютно необходимо, ему, возможно, придется попытаться приспособиться. Ребенок должен быть научен приспосабливаться и идти на компромисс только в том случае, если его собственная жизнь не поставлена на карту.
Игра с другом:
«Волны»
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.
Ход игры: После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий.
6. Интервью с детьми «что такое профессии и для чего люди учатся»
Январь «Что такое товар»
1. «Что такое товар»-обсуждение с детьми понятия товар, товарообмен. Виды товарообмена.
2. Д/И «Кто что делает?» Используется наглядный материал или предметы, указывающие на деятельность или профессию человека, который изготовил этот предмет или товар.
3. Повторная беседа с детьми о том, где человек приобретает товар или услуги.
4. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «В кафе», «Парикмахерская»
5. Игровая ситуация «Где можно взять товар?» Сюжетно-ролевая игра «Магазин мебели» Предварительная беседа «Откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины и товары?»
6. «Реклама». Дать детям понятие рекламы. Рассказать о ее происхождении и назначении. Просмотр нескольких рекламных роликов.
7. «Ярмарка продуктов» Костюмированная сюжетная игра. Цель: учить детей красочно и интересно рассказывать о своём товаре и привлечь покупателя.
То, что нельзя купить : "Бескорыстная помощь"
Ребенок должен научиться помогать другим с юного возраста, даже если он совершенно незнаком. Вы должны научить своего ребенка, почему помощь другим так важна и как вы всегда получаете ее обратно, когда помогаете кому-то. Чтобы быть функциональной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок понимал потребности других.
Игра с другом:
«Я хочу с тобой подружиться»
Ход игры: Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с…». Дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку, затем он становится водящим.
8. Интервью с детьми «Что такое товар и услуга», «Что такое реклама»
Февраль «Личные накопления. Карманные деньги и экономия»
1. Обсуждение с ребятами первых личных накоплений - Карманных денег. Откуда они берутся у ребенка. За что чаще всего дети получают такие деньги. На что тратить карманные деньги. Что лучше: подумать и накопить или сразу потратить.
2. «Копилка» что такое копилка, назначение и виды, польза. Создание своей копилки.
3. Понятие «Бизнеса» виды бизнеса и занятости.
4. «Открываем свой бизнес» Сюжетно-ролевая экономическая игра Создание своего товара или услуги. Открыть фирму. Дать ей название. Нанять работников. Распределить бюджет. Создать рекламу. Найти клиентов. Получить прибыль. Предварительная работа : объяснение, что такое фирма, чем может заниматься. Рассматриваются разные виды предприятий товаров и услуг. Схема распределения работников. Маленькая фирма от одного дот трех человек. Средняя фирма от 4 до 10 человек. Большая фирма от 10 до 20 человек. В основе директор, потом заместители, бухгалтер, рабочие и т. д.
5. Показать детям, как можно экономить ресурсы и деньги, тем самым оберегать природу - экономия света, воды.
То, что нельзя купить : "Справедливость"
Моральный компас и чувство справедливости являются двумя наиболее важными ценностями, которые должен иметь любой ребенок с раннего возраста. Ваш ребенок всегда должен поощрять высказываться, когда он воспринимает проступок, для его собственной выгоды или для выгоды других.
Игра с другом:
«Давайте поздороваемся»
Цель: почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, преодолеть отчужденность.
Участники по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся плечиками,
три хлопка — здороваемся спинками.
Примечание. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.
6. Интервью с детьми «Что такое карманные деньги», «Бизнес».
Март «Биржа труда»
1. Дать детям понятие о бирже труда и ее значении. Разбор схемы получения работы. Работодатель - объявление : поиск работника через посредника-то есть Биржу труда-работник. Или обратная связь.
2. Сюжетно-ролевая игра «Поиск работы - биржа труда» Цель учить детей определять свой поиск по параметрам: у меня есть образование… хочу работать по профессии… хочу получать зарплату… хочу рабочий график … хочу работу в такой-то организации.
3. Игра «Размен» Цель: научить считать деньги. Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов. Количество участников: 1-5. Суть игры: Выдать детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставить несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
4. Сюжетно-ролевая игра «Профессии»
То, что нельзя купить : "Честность"
С юных лет честность следует прививать как одну из самых важных ценностей для детей. Честность всегда лучшая политика, и ваш ребенок должен поощряться говорить правду независимо от того, какие ошибки он совершил. Воровство - это неправильно, независимо от того, каким может быть его оправдание - это одна из хороших ценностей для детей. Воровство - это неправильно не только по закону, но и морально, так как это означает, что он будет брать что-то, что принадлежит кому-то другому
Игра с другом:
Запретное движение
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Описание игры. Дети стоят полукругом напротив психолога. Педагог говорит:
- Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять различные движения, кроме одного.
Сначала показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и т. д.). Дети повторяют их.
Затем педагог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание, которое дети не должны повторять. Даётся сигнал к началу игры. Дети должны повторять все движения психолога, кроме «запретного».
Примечание. Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.
5. Интервью с детьми «Что вы знаете о бирже труда»
Апрель «Банк»
1. Обсуждение с детьми о назначении банка. Его структура. Здание банка и охрана.
2. Инкассаторы.
3. Банкоматы. Назначение и действие. Опасности при действиях с банковской картой и банкоматом.
4. Сюжетно –ролевая игра «В банке»
5. Настольная игра «Менеджер» изучение и правила.
6. Интервью с детьми «Что вы знаете о банке»
То, что нельзя купить : "Любовь к образованию".
Образование - это самое большое оружие, которое можно иметь, и то, что оказывает наибольшее влияние на то, где вы оказались в жизни. Любовь к образованию должна воспитываться в ребенке прямо с дошкольного возраста, и нужно попытаться привить ребенку понимание важности образования в жизни.
Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
Наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
Игра с другом: «Зеркало»
Цель. Развитие коммуникативных навыков, умения действовать согласованно, совершать произвольные движения.
Описание игры. Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое – либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклоны в сторону, а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.
Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное или кривое. Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».
Май «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
1. Изучение пословиц:
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Большая заслуга – выручить в беде друга.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Друга на деньги не купишь.
Нет друга – ищи, нашёл – береги.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Друзья познаются в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один в поле не воин.
Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
То, нельзя купить за деньги :
"Природа" – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
"Человечество" – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
2. Повторение тем: «Деньги», «Бюджет», «Профессии и труд», «Товар», «Карманные деньги», «Биржа труда», «Банк», «Не имей сто рублей».
3. Сюжетно ролевые игры с финансовыми операциями : «Магазин», «Банк» «Кафе», «Парикмахерская», «Почта» ит. д.
Игра с другом: «Сборы в поход»
Цель. Развить коммуникативные навыки, воображение, способность передавать сообщения невербальными средствами, закрепить навык чтения простых слов.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Заключение.
Показатели экономической воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста после обучения по программе с использованием игровых средств:
Знает:
Почему человек не может иметь все, что желает;
Почему необходимо делать выбор;
Для чего людям нужны деньги;
Что значит дорого или дешево;
Почему необходимы и полезны разные продукты и блюда;
О правилах культуры поведения.
Умеет:
Выделять первоочередные потребности своей семьи;
Пояснять причину существования ограниченности;
Делать выбор;
Сравнивать и оценивать товары (качество, цена, соотносить потребности и возможности семьи;
Выбирать товары в соответствующем магазине;
Ориентироваться в мире товаров с помощью рекламы;
Определять предметы и средства труда;
Объяснять результаты труда людей разных профессий (товар или услуга).
Понимает:
что человек должен постоянно работать (на работе и дома);
что человек не может иметь все, что хочет;
что при осуществлении выбора от чего-то надо отказаться;
что экономия и бережливость необходимы как в семье, так и в детском саду;
что природа имеет дары, которые отдает людям и что к ней надо относиться бережно.