МААМ-картинки

Занятие по речевому развитию «Согласные звуки [Н, Н’] и буква «Н». Понятие «слог»

Полина Баранова
Занятие по речевому развитию «Согласные звуки [Н, Н’] и буква «Н». Понятие «слог»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Создание условий для развития у детей умения слышать и различать звуки [н] и [н’], выделять из слов, давать характеристику. Введение понятия «слог».

Задачи:

1. Подготовка к обучению грамоте:

· Дать представления о согласных звуках [н] и [н’].

· Учить слышать и выделять звуки [н] и [н’].

· Закрепить умение определять место новых звуков в словах.

Публикация «Занятие по речевому развитию „Согласные звуки [Н, Н’] и буква „Н“, Понятие „слог“» размещена в разделах

· Дать представления о букве «Н».

· Ввести понятие «слог».

2. Звуковая культура речи :

· Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [н] и [н’].

· Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком.

· Отрабатывать интонационную выразительность речи.

3. Грамматический строй речи:

· Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

· Составлять разные по структуре предложения.

4. Связная речь:

· Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

5. Развитие словаря :

· Закреплять представления детей со значением слов: звук, буква, гласный, согласный, твёрдый, мягкий.

· Познакомить с термином «слог».

6. Познавательное развитие :

· Знакомить детей с буквой и звуком «Н» и их отличительными признаками.

· Учить давать характеристику согласному звуку.

· Учить выделять звук голосом, определять место звука в слове.

· Конструировать печатную букву «Н».

6. Физическое развитие : развивать активность в процессе двигательной деятельности.

7. Развивающие задачи :

· Развивать умение вступать в разговор и поддерживать его

· Развить слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

· Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха, развивать моторику через конструирование буквы «Н».

8. Воспитательные задачи:

· Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, помогать

· Воспитывать желание преодолевать трудности.

Методы: наглядный (показ буквы «Н»,показ изображений, словесный (беседа, практические (закрашивание буквы «Н», игровой.

Приемы: показ картинок, повтор, показ образца, мотивация (научить первоклассницу,сюрпризный момент.

Оборудование: иллюстрации (нора, носок, на что похожа буква «Н», буква «Н», кружки для обозначения звуков.

Этапы

I.Вводная часть Приветствие

Сюрпризный момент

II.Основная часть

1. Повторение

изученного

материала.

2. Знакомство со звуком [н]. Рассматривание картинок.

Выделение звука [н]

Артикуляция звука [н]

Характеристика звука [н]

3. Выделение звука [н’]

Артикуляция звука [н’]

Характеристика звука [н’]

Сопоставление звуков [н] и [н’]

Динамическая пауза.

Заселение звуков в домик.

4. Знакомство с буквой «Н»

Динамическая пауза.

Знакомство с понятием «слог».

Дидактическое упражнение «Деление слов на слоги».

Закрашивание буквы «Н».

III.Заключительная

часть

Рефлексия

-Доброе утро! Как ваше настроение?

Познакомимся с вами поближе и поднимем друг-другу настроение, у меня в руках клубочек, мы будем передавать его по кругу,называть свое имя и рассказывать о том, что мы сильно любим или что нам нравится.

-Ребята,сегодня к нам в гости пришла девочка Надя. Поздороваемся с Надей. Она собирается идти в следующем году в школу, но совсем не знает звуки и буквы. Ей рассказали, что в этой группе очень умные дети и она тоже хочет быть умной как вы.

- Ребята, из чего состоит наша речь?

-Наша речь состоит из предложений, верно.

- Из чего состоит предложение?

-Из чего состоит слово?

- Как называются звуки, которые мы произносим без преграды?

-А как обозначают гласный звук?

- Скажи полным предложением – гласный звук обозначают красным кружком.

- Ребята, когда мы произносим гласный звук – во рту есть преграда?

- Запомните – гласному звуку не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

-А есть звуки, у которых появляется преграда во рту. Как называют такие звуки?

-Скажи полным предложением – Звуки, у которых есть преграда, называют согласные.

-Ребята, как зовут нашего сегодняшнего гостя?

- Послушайте внимательно, как я выделю первый звук в этом слове.

- Надя. [Н-н-н]адя. а. Повторите со мной.

- Какой первый звук в слове Надя?

- При произнесении звука [н] рот немного приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы.

Повторите за мной. Посмотрите друг на друга. Маша на смотрит на Колю, Максим на Диму.

- Когда произносим этот звук – нам что-нибудь мешает? [Н-н-н].

- Если нам мешает язык, значит это какой звук – гласный или согласный?

- Звук [н] – согласный. Я произношу его твёрдо. Этот звук твёрдый.

-Кто помнит, каким кружочком мы обозначаем согласные, твёрдые звуки?

-Да, твёрдые согласные звуки обозначаем синим кружком.

- Ребята, Надя очень любит шить нитками.

Послушайте, как я выделяю первый звук слова (Нитки) и повторите за мной.

-Нитки. [Н’-н’-н’]итки.

- Какой первый звук в слове Нитки?

- При произнесении звука [н’] рот также немного приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы, только звучит звук по-другому, послушайте -[н’-н’-н’]

- Первый звук [н’] гласный или согласный? Почему?

- Послушайте - [н’-н’-н’] – этот звук такой же твёрдый, как в слове «Надя»? Звук [н’] мягкий. Кто помнит, каким кружочком мы обозначаем согласный мягкий звук?

-Да, согласный мягкий звук мы обозначаем зелёным кружочком.

- Произнесите первый звук в слове Надя.

- А теперь первый звук в слове нитки.

- [Н]-[н’] – произнесите как я.

- Чем они отличаются?

- Правильно. Это твёрдый и мягкий звук, но мы можем назвать их братцами, потому что они оба согласные и похожи друг на друга.

- Скажем вместе - звук [н] и [н’] – братцы.

- Звуки [н] и [н’] – братцы.

-Выходите на коврик.

- Сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Я буду называть слова, если вы услышите звук [н] – вам надо хлопнуть в ладоши, а если услышите звук [н’] – то присесть.

- Зо[н]т, ба[н’]я, [н]ога, [н’]ебо, [н]ора,

Будиль[н’]ик, сло[н], [н]оски.

- Посмотрите, что это на доске?

- Какого цвета домики?

- Эти домики такого же цвета, как согласный твёрдый звук и согласный мягкий звук.

- Сейчас я буду говорить слова со звуками [н] и [н’]. А вам надо определить, твёрдый или мягкий этот звук в слове и заселить его в нужный домик.

- Слово сло[н]. Какой последний звук вы услышали?

- Звук [н] твердый или мягкий?

- Да, звук [н] согласный твёрдый звук. Каким кружком мы его обозначаем?

- В какой домик мы заселим этот звук?

- Молодцы!

- Следующее слово ко[н’]. Какой последний звук вы услышали?

- Звук [н’], какой он?

- Да, звук [н’] согласный мягкий. Каким кружочком обозначим?

- В какой домик мы заселим звук [н’]?

- Звуки мы слышим, а чтоб написать слово, что надо для этого знать?

- Звук [н] и [н’] мы обозначаем одной буквой – «Н». Посмотрите, как она выглядит.

- На что похожа буква «Н»?

- Посмотрите внимательно, сколько элементов в букве «Н»?

- В букве «Н» три элемента – три палочки. Две вертикальные и одна горизонтальная. - Перед вами лежат счётные палочки, выложите из них букву «Н».

Молодцы, а теперь мы немного отдохнём.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают.

-Ребята, вы обратили внимание,что Надя куда то ушла. Что нам нужно сделать, чтобы она вернулась?

Ребята, но позвать ее нужно по имени громко и четко, чтобы она точно услышала, попробуем?

-НА-ДЯ!

-Ребята, произнесем ее имя четко,но тихо, может она услышит шепот и ей станет интересно, что же мы тут делаем.

-На-дя.

-Надя ты пропустило так много интересного, ребята очень стараются заниматься, садись на своё место и продолжай слушать и выполняй вместе с нами задания.

-Ребята, приложите тыльную сторону ладони к подбородку и еще раз произнесем На-дя.

-Сколько раз коснулся подборок ладони?

Правильно, коснулось два раза.

Мы произнесли имя Надя по частям, какая первая часть имени?

-Верно, первая часть слова НА.

Часть слова называется «Слог», скажем вместе.

-Максим, скажи теперь ты.

-Катя, скажи теперь ты.

-В слове Надя два слога, первый слог вы сказали НА, а второй слог ДЯ, вместе получается Надя.

Скажите какой первый слог?

Какой второй слог?

Сейчас мы немного поиграем и будем делить слова на части,то есть на слоги.

- Посмотрите,на доске две картинки.

-Что изображено на первой картинке?

Да, на первой картинка изображена нора.

-Приложите ладонь тыльной стороной к подбородку и произнесите слово еще раз.

-Сколько раз подбородок коснулся ладони?

- Подбородок коснулся руки два раза.

-Сколько слогов в слове?

-В слове нора два слога.

-Скажем вместе.

-Теперь Саша,скажи ты.

-Ксюша, а ты можешь произнести как Саша?

-Что изображено на второй картинке?

-На второй картинке изображен носок, приложите ладонь,сколько раз прикоснулся подбородок до ладони?

-Сколько слогов в слове носок?

-Ребята, в этих словах одинаковое количество слогов, но букв разное, но эти слова называются двухсложными, потому что в них два слога.

- Ребята, теперь выполним последнее задание, я принесла вот такие буквы Н, но они совсем не яркие. Раскрасим их?

Сядьте правильно, спинку держим ровно. Возьмите в руки карандаш, посмотрите, правильно ли все его держат.

-Начинайте закрашивать букву «Н». Не торопитесь, делайте всё аккуратно, старайтесь не выходить карандашом за контур.

- У вас получились замечательные работы.

- О каких звуках мы сегодня с вами говорили?

- Какие это звуки?

- Молодцы, а какой буквой обозначаются эти звуки?

- Как называются части. из которых состоит слово?

Ребята,кукла Надя говорит вам спасибо, теперь она, что звуки [н] и [н’] – согласные.

[н]- твёрдый, а [н’] - мягкий, что эти звуки изображаются одной буквой «Н».

А ещё она узнала,что слово делится на части, а эти части называют - слог.

А сейчас Наде пора идти домой.

До свидания ребята!

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева»Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуки [с], [с’]. Буква с» по мотивам сказки «Снежная королева» Конспект (НОД) (открытого занятия к родительскому собранию) по развитию речи на тему:«Звуки [с], [с']. Буква с» (по мотивам сказки Г. Х.

Конспект НОД по развитию речи «Звук [М]. Согласные звуки. Слоги» Цель: изучение звука [М]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог»;.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква» Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные – звук и буква» Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В. Сроки проведения:.

Лексико-грамматическое занятие на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» в старшей группе детей с ОВЗЛексико-грамматическое занятие на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» в старшей группе детей с ОВЗ Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь» - Формировать навыки анализа и синтеза.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Согласные звуки [Н, Н’] и буква «Н». Понятие «слог»
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 19:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по речевому развитию «Согласные звуки [Н, Н’] и буква «Н». Понятие «слог»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД