Полина Баранова
Занятие по речевому развитию «Согласные звуки [Н, Н’] и буква «Н». Понятие «слог»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Создание условий для развития у детей умения слышать и различать звуки [н] и [н’], выделять из слов, давать характеристику. Введение понятия «слог».
Задачи:
1. Подготовка к обучению грамоте:
· Дать представления о согласных звуках [н] и [н’].
· Учить слышать и выделять звуки [н] и [н’].
· Закрепить умение определять место новых звуков в словах.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Согласные звуки [Н, Н’] и буква „Н“, Понятие „слог“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Согласные звуки
- Темочки
· Дать представления о букве «Н».
· Ввести понятие «слог».
2. Звуковая культура речи :
· Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [н] и [н’].
· Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком.
· Отрабатывать интонационную выразительность речи.
3. Грамматический строй речи:
· Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
· Составлять разные по структуре предложения.
4. Связная речь:
· Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
5. Развитие словаря :
· Закреплять представления детей со значением слов: звук, буква, гласный, согласный, твёрдый, мягкий.
· Познакомить с термином «слог».
6. Познавательное развитие :
· Знакомить детей с буквой и звуком «Н» и их отличительными признаками.
· Учить давать характеристику согласному звуку.
· Учить выделять звук голосом, определять место звука в слове.
· Конструировать печатную букву «Н».
6. Физическое развитие : развивать активность в процессе двигательной деятельности.
7. Развивающие задачи :
· Развивать умение вступать в разговор и поддерживать его
· Развить слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
· Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха, развивать моторику через конструирование буквы «Н».
8. Воспитательные задачи:
· Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, помогать
· Воспитывать желание преодолевать трудности.
Методы: наглядный (показ буквы «Н»,показ изображений, словесный (беседа, практические (закрашивание буквы «Н», игровой.
Приемы: показ картинок, повтор, показ образца, мотивация (научить первоклассницу,сюрпризный момент.
Оборудование: иллюстрации (нора, носок, на что похожа буква «Н», буква «Н», кружки для обозначения звуков.
Этапы
I.Вводная часть Приветствие
Сюрпризный момент
II.Основная часть
1. Повторение
изученного
материала.
2. Знакомство со звуком [н]. Рассматривание картинок.
Выделение звука [н]
Артикуляция звука [н]
Характеристика звука [н]
3. Выделение звука [н’]
Артикуляция звука [н’]
Характеристика звука [н’]
Сопоставление звуков [н] и [н’]
Динамическая пауза.
Заселение звуков в домик.
4. Знакомство с буквой «Н»
Динамическая пауза.
Знакомство с понятием «слог».
Дидактическое упражнение «Деление слов на слоги».
Закрашивание буквы «Н».
III.Заключительная
часть
Рефлексия
-Доброе утро! Как ваше настроение?
Познакомимся с вами поближе и поднимем друг-другу настроение, у меня в руках клубочек, мы будем передавать его по кругу,называть свое имя и рассказывать о том, что мы сильно любим или что нам нравится.
-Ребята,сегодня к нам в гости пришла девочка Надя. Поздороваемся с Надей. Она собирается идти в следующем году в школу, но совсем не знает звуки и буквы. Ей рассказали, что в этой группе очень умные дети и она тоже хочет быть умной как вы.
- Ребята, из чего состоит наша речь?
-Наша речь состоит из предложений, верно.
- Из чего состоит предложение?
-Из чего состоит слово?
- Как называются звуки, которые мы произносим без преграды?
-А как обозначают гласный звук?
- Скажи полным предложением – гласный звук обозначают красным кружком.
- Ребята, когда мы произносим гласный звук – во рту есть преграда?
- Запомните – гласному звуку не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.
-А есть звуки, у которых появляется преграда во рту. Как называют такие звуки?
-Скажи полным предложением – Звуки, у которых есть преграда, называют согласные.
-Ребята, как зовут нашего сегодняшнего гостя?
- Послушайте внимательно, как я выделю первый звук в этом слове.
- Надя. [Н-н-н]адя. а. Повторите со мной.
- Какой первый звук в слове Надя?
- При произнесении звука [н] рот немного приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы.
Повторите за мной. Посмотрите друг на друга. Маша на смотрит на Колю, Максим на Диму.
- Когда произносим этот звук – нам что-нибудь мешает? [Н-н-н].
- Если нам мешает язык, значит это какой звук – гласный или согласный?
- Звук [н] – согласный. Я произношу его твёрдо. Этот звук твёрдый.
-Кто помнит, каким кружочком мы обозначаем согласные, твёрдые звуки?
-Да, твёрдые согласные звуки обозначаем синим кружком.
- Ребята, Надя очень любит шить нитками.
Послушайте, как я выделяю первый звук слова (Нитки) и повторите за мной.
-Нитки. [Н’-н’-н’]итки.
- Какой первый звук в слове Нитки?
- При произнесении звука [н’] рот также немного приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы, только звучит звук по-другому, послушайте -[н’-н’-н’]
- Первый звук [н’] гласный или согласный? Почему?
- Послушайте - [н’-н’-н’] – этот звук такой же твёрдый, как в слове «Надя»? Звук [н’] мягкий. Кто помнит, каким кружочком мы обозначаем согласный мягкий звук?
-Да, согласный мягкий звук мы обозначаем зелёным кружочком.
- Произнесите первый звук в слове Надя.
- А теперь первый звук в слове нитки.
- [Н]-[н’] – произнесите как я.
- Чем они отличаются?
- Правильно. Это твёрдый и мягкий звук, но мы можем назвать их братцами, потому что они оба согласные и похожи друг на друга.
- Скажем вместе - звук [н] и [н’] – братцы.
- Звуки [н] и [н’] – братцы.
-Выходите на коврик.
- Сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Я буду называть слова, если вы услышите звук [н] – вам надо хлопнуть в ладоши, а если услышите звук [н’] – то присесть.
- Зо[н]т, ба[н’]я, [н]ога, [н’]ебо, [н]ора,
Будиль[н’]ик, сло[н], [н]оски.
- Посмотрите, что это на доске?
- Какого цвета домики?
- Эти домики такого же цвета, как согласный твёрдый звук и согласный мягкий звук.
- Сейчас я буду говорить слова со звуками [н] и [н’]. А вам надо определить, твёрдый или мягкий этот звук в слове и заселить его в нужный домик.
- Слово сло[н]. Какой последний звук вы услышали?
- Звук [н] твердый или мягкий?
- Да, звук [н] согласный твёрдый звук. Каким кружком мы его обозначаем?
- В какой домик мы заселим этот звук?
- Молодцы!
- Следующее слово ко[н’]. Какой последний звук вы услышали?
- Звук [н’], какой он?
- Да, звук [н’] согласный мягкий. Каким кружочком обозначим?
- В какой домик мы заселим звук [н’]?
- Звуки мы слышим, а чтоб написать слово, что надо для этого знать?
- Звук [н] и [н’] мы обозначаем одной буквой – «Н». Посмотрите, как она выглядит.
- На что похожа буква «Н»?
- Посмотрите внимательно, сколько элементов в букве «Н»?
- В букве «Н» три элемента – три палочки. Две вертикальные и одна горизонтальная. - Перед вами лежат счётные палочки, выложите из них букву «Н».
Молодцы, а теперь мы немного отдохнём.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают.
-Ребята, вы обратили внимание,что Надя куда то ушла. Что нам нужно сделать, чтобы она вернулась?
Ребята, но позвать ее нужно по имени громко и четко, чтобы она точно услышала, попробуем?
-НА-ДЯ!
-Ребята, произнесем ее имя четко,но тихо, может она услышит шепот и ей станет интересно, что же мы тут делаем.
-На-дя.
-Надя ты пропустило так много интересного, ребята очень стараются заниматься, садись на своё место и продолжай слушать и выполняй вместе с нами задания.
-Ребята, приложите тыльную сторону ладони к подбородку и еще раз произнесем На-дя.
-Сколько раз коснулся подборок ладони?
Правильно, коснулось два раза.
Мы произнесли имя Надя по частям, какая первая часть имени?
-Верно, первая часть слова НА.
Часть слова называется «Слог», скажем вместе.
-Максим, скажи теперь ты.
-Катя, скажи теперь ты.
-В слове Надя два слога, первый слог вы сказали НА, а второй слог ДЯ, вместе получается Надя.
Скажите какой первый слог?
Какой второй слог?
Сейчас мы немного поиграем и будем делить слова на части,то есть на слоги.
- Посмотрите,на доске две картинки.
-Что изображено на первой картинке?
Да, на первой картинка изображена нора.
-Приложите ладонь тыльной стороной к подбородку и произнесите слово еще раз.
-Сколько раз подбородок коснулся ладони?
- Подбородок коснулся руки два раза.
-Сколько слогов в слове?
-В слове нора два слога.
-Скажем вместе.
-Теперь Саша,скажи ты.
-Ксюша, а ты можешь произнести как Саша?
-Что изображено на второй картинке?
-На второй картинке изображен носок, приложите ладонь,сколько раз прикоснулся подбородок до ладони?
-Сколько слогов в слове носок?
-Ребята, в этих словах одинаковое количество слогов, но букв разное, но эти слова называются двухсложными, потому что в них два слога.
- Ребята, теперь выполним последнее задание, я принесла вот такие буквы Н, но они совсем не яркие. Раскрасим их?
Сядьте правильно, спинку держим ровно. Возьмите в руки карандаш, посмотрите, правильно ли все его держат.
-Начинайте закрашивать букву «Н». Не торопитесь, делайте всё аккуратно, старайтесь не выходить карандашом за контур.
- У вас получились замечательные работы.
- О каких звуках мы сегодня с вами говорили?
- Какие это звуки?
- Молодцы, а какой буквой обозначаются эти звуки?
- Как называются части. из которых состоит слово?
Ребята,кукла Надя говорит вам спасибо, теперь она, что звуки [н] и [н’] – согласные.
[н]- твёрдый, а [н’] - мягкий, что эти звуки изображаются одной буквой «Н».
А ещё она узнала,что слово делится на части, а эти части называют - слог.
А сейчас Наде пора идти домой.
До свидания ребята!