Елена Витальевна Хворова
Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный исследовательско-творческий проект
«Согласные – звук и буква»
Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В.
Сроки проведения: 15.10.2017г. – 15.12.2017г.
ТЕМА.
«Согласные – звук и буква»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность данной темы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, такие дети часто путают понятия «звук» и «буква», с трудом запоминают графические образы букв.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Публикация «Краткосрочный исследовательско-творческий проект „Согласные — звук и буква“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Проекты творческие
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Создание условий для расширения представлений о согласных звуках и буквах (П, М, К, Т, Н) и развитие интереса у детей с ОНР к изучению согласных звуков родного языка
.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Закрепить знания о согласных звуках, об особенностях их артикуляции.
2. Продолжать учить дифференциации звуков по твердости-мягкость, глухости-звонкости.
3. Закрепить зрительные образы согласных букв П, М, К, Т, Н. 4. Развивать общую и мелкую моторику. 5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.
Дети подготовительной к школе логопедической группы, логопед, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
I этап – информационно-накопительный.
II этап – организационно –практический.
III этап – итогово-перспективный.
На I этапе: обозначается проблема: Не все дети логопедической группы дифференцируют понятия «твёрдый-мягкий», «звонкий-глухой»; с трудом запоминают графические образы букв, поэтому была выбрана тема проекта «Согласные – звук и буква». Далее определяется цель проекта, обозначаются задачи и прогнозируется результат проекта.
Осуществляется подбор методической литературы, наглядного и раздаточного материала, презентаций, подбор музыкальных и литературных произведений, подготовка материала для продуктивной деятельности. Составляется технологическая карта проекта, где обозначаются образовательные области, виды и содержание деятельности детей и педагогов, определяются средства и способы реализации проекта, определяются предполагаемые результаты проекта.
Предполагаемые результаты:
- У детей сформируются знания о согласных звуках, об особенностях их артикуляции.
- Дети научатся дифференциации согласных звуков по твердости-мягкость, глухости-звонкости.
- Закрепятся зрительные образы согласных букв П, М, К, Т, Н.
- Проект будет способствовать развитию фонематического слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
- В процессе реализации проекта будут развиваться познавательные, коммуникативные и творческие способности детей.
На II этапе осуществлялась непосредственно-образовательная деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность с детьми, самостоятельная образовательная деятельность детей по данной проблеме, а также совместная деятельность логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.
III этап – итогово-перспективный.
III этап предполагает подведение итогов по проекту, демонстрацию продуктов деятельности участников проекта (Интелект-карты: «Соласный звук и буква П», «Соласный звук и буква К», «Соласный звук и буква М», «Соласный звук и буква Т», «Соласный звук и буква Н», открытое занятие для педагогов) определение и анализ достигнутых результатов, выявление проблем, возникших в ходе реализации проекта, а также определение целей и задач на будущее.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская
Содержание деятельности: Рассматривание букв из азбуки (плоскостные).
Рассматривание и ощупывание букв из магнитной азбуки (объёмные).
Вид деятельности: Игровая
Содержание деятельности: Д/И «Изобрази букву», Д/И «Потрогай и угадай»
Д/И «Буква поломалась»
Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Познавательно-исследовательская
Содержание деятельности: НОД «Звуки П, Пь. Буква П», «Звуки К, Кь. Буква К», «Звуки Т, Ть. Буква Т», «Звуки К - Т», «Звуки П - Т - К», Звуки М, МЬ. Буква М», «Звуки Н, Нь. Буква Н», «Звуки Н — М»
(см. О. С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» I период)
Вид деятельности: Игровая
Содержание деятельности: Д/И «Домики», Словесная игра «Веришь — не веришь», Словесная игра «Поймай звук»
Вид деятельности: Коммуникативная
Содержание деятельности: Загадывание и разгадывание загадок о буквах (П, К, Т, М, Н). Прослушивание и заучивание стихотворений о буквах и звуках (П, К, Т, М, Н)
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Вид деятельности: Познавательно-продуктивная
Содержание деятельности: Рисование букв и раскрашивание иллюстраций. Изготовление Интеллект-карт
Образовательная область: Физическое развитие Вид деятельности : Двигательно-игровая Содержание деятельности: Подвижная игра «Море волнуется раз…».
Итоговым мероприятием данного проекта являлось презентация Интеллект-карт, на которой дети демонстрировали свои работа, объясняли, как с помощью интеллект-карт, можно рассказать о звуке и букве, путешествовали по интеллект-картам друг друга.
Каждый ребёнок получил сертификат участника проекта
Практическая значимость проекта:
1. Обогащена предметно-развивающая среда :
- иллюстративный материал «Предметные картинки для выделения согласных звуков»;
- собран литературно-художественный, демонстрационный материал по теме проекта;
- оформлены дидактические игры: «Изобрази букву», «Угадай на ощупь», «Домики»
2. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала.
Заключение:
Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда, музыкального руководителя, родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедической группы в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно закрепить знания о согласных звуках, об особенностях их артикуляции, закрепить зрительные образы согласных букв П, К, Т, М, Н; позволило формировать основы звуко-буквенного анализа, развивать общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, познавательные процессы, коммуникативные и творческие способности детей.
Таким образом, задачи проекта выполнены.
Цель проекта: создание условий для расширения представлений о согласных звуках и буквах (П, М, К, Т, Н) и развитие интереса у детей с ОНР к изучению согласных звуков родного языка - достигнута.
Определён путь решения проблемы об умении детей дифференцировать понятия «согласный твёрдый - согласный мягкий», «звонкий согласный звук – глухой согласный звук» и о закреплении зрительных (графических) образов согласных букв П, М, К, Т, Н.
Тема проекта раскрыта и определена перспектива на будущее: продолжать знакомить детей с понятиями «звук» и «буква» родного языка и их графическими образами.