Ирина Лукьянова
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области Познавательное развитие
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, воображение и др., творчество, формируются художественно-творческие, конструкторские способности.
Публикация «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
По программе конструктивной деятельности отводится 1 час в неделю.
Целевые ориентиры освоения программы :
Способны соотносить конструкцию предмета с его назначением.
• Способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
• Способны создавать различные конструкции одного и того же объекта.
• Могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги.
• Могут создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Сентябрь
1.
2
3
4
Домик
Игра – эксперимент «Почему не тонет шар (мяч?»
Школа
«Высотное здание. Школа»
Игра-эксперимент «Какой лист утонет?» Учить детей создавать постройку, отвечающую определенному назначению и требованиям.
Закреплять конструктивные умения и навыки. Упражнять детей в названии деталей строительного материала.
Воспитывать умение работать вдвоем, не мешая друг другу. .
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Закрепить у детей обобщенные представления о зданиях. Развивать умение договариваться, проектировать и делать рисунок будущих построек на бумаге.
Развивать умение работать в командах «по трое». Упражнять делать постройки согласно нарисованному проекту.
Формировать умение
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений) :
Формируют представления о созидательном труде людей творческих профессий, связанных с созданием художественных и материальных ценностей (дизайнеры, инженеры-конструкторы, строители и пр.); создают схемы построек, умеют пользоваться условными обозначениями, схемами, картами на темы окружающей жизни, передают характерные признаки предмета, самостоятельно выбирают способ выполнения творческой задачи и описывают его, владеют трудовыми операциями: сгибание, резание, склеивание и вклеивание, вырезание и формировка, отделка объёмной аппликации, способны к самооценке результатов (художественное творчество, познание, формирование целостной картины мира, социализация); подчиняют свое воображение определенному замыслу, слушают взрослого и выполняют его инструкции; следуют заранее намеченному плану; доброжелательно и конструктивно анализируют и оценивают продукты деятельности других; соблюдают общепринятые нормы и правила поведения: приходят на помощь взрослым и сверстникам, если они в ней нуждаются; при решении личностных задач могут самостоятельно ставить цели и достигать их (труд, коммуникация, социализация)
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Октябрь 1
2
3
4 Мебель.
Занятие –эксперимент «Узнай по запаху, на вкус, на ощупь?»
«Человек. Строение человека» (работа с конструктором)
Игра - эксперимент «Что случилось с хлебом?»
Учить детей самостоятельно изготавливать выкройку для кубической коробочки.
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Продолжать учить детей конструировать по рисункам, самостоятельно их анализировать, определять этапы работы. Развивать мелкую моторику кистей рук, мышление, внимание, самостоятельность.
Воспитывать желание доводить начатое дело до конца
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений) :
Создают конструкции, объединенные общей темой, комбинируют, планируют процесс построения, отбирают нужные детали для выполнения той или другой постройки; варьируют использование деталей в зависимости от имеющегося материала, соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую (познание : ФЭМП, формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, труд); планируют свою и общую (коллективную) работу, отбирают более эффективные способы действий, распределяют их при сотрудничестве; проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем, умеют задавать вопросы, отвечать на них, способны к принятию собственных решений (коммуникация, социализация, труд)
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Ноябрь 1
2
3
4 Гараж с двумя въездами.
Игра эксперимент «Почему не тонет яйцо?
Домашние животные
(конструирование из разных видов конструкторов)
Игра – эксперимент «Почему мы стали теплее одеваться? Воздух»
1. Учить строить перекрытие для разных по величине машин.
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Учить детей работать с разными видами конструкторов, выполнять простые конструкции. Показывать детям возможные способы соединения деталей, продолжать учить строить по рисунку.
Развивать творчество в работе, доводить начатое до конца.
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений) :
Развивают наблюдательность, любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость, умелость; развивают собственный замысел и потребность мастерить поделки из различных материалов, экспериментируют с новыми материалами, в работе с бумагой сгибают лист в разных направлениях, планируют, конструируют по замыслу (познание : ФЭМП, формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, труд, используют вариативные способы при решении конструктивных задач из любого материала и многофункциональный материал, моделируют на плоскости; имеют представления о достижениях науки и техники, изобретениях человечества, их использовании в современном мире (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора; художественное творчество, труд, познавательную активность проявляют как в совместной деятельности со взрослым, так и в самостоятельной деятельности; испытывают удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной познавательной деятельности, умеют контролировать отрицательные проявления эмоций, радуются успехам сверстников; самостоятельно контролируют и оценивают качество результата, при необходимости исправляют его (труд, социализация, коммуникация)
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Декабрь 1
2
3
4 Зима. Признаки зимы. Тема: Зима. Признаки зимы «Санки для гномов» (из бумаги)
Игра – эксперимент «Какого цвета снег?»
Фонарик.
Занятие – эксперимент «Освободим игрушку от ледяного плена»
2. Продолжать учить детей делать коробки прямоугольной формы (санки). Совершенствовать их навыки работы с бумагой : прямоугольной коробке придавать форму санок. Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность. Воспитывать желание помогать сказочным персонажам.
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Учить делать поделку на основе цилиндра.
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений) :
Задают вопросы об истории праздников, традициях русского народа; рассказывают об обычае украшения елки, проявляют познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширяют собственные познавательные интересы и потребности (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно-исследовательская деятельность, безопасность, труд); умеют работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, создают конструкции по рисунку, собственному замыслу и разбирают их, анализируют объект с точки зрения его практического использования, заданных условий, пространственного положения частей и деталей, классифицируют, выделяют существенные признаки; устойчивую любознательность проявляют в углубленном исследовании не только нового, но и уже известного (познание : ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, труд).
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
январь 1
2
3
Конструирование (из деталей конструктора)
«По замыслу»
Игра – эксперимент «Цветной снег»
Конструирование (из строительного материала)
«Судно»
Учить детей совместно подумать о том, что они будут конструировать, из какого конструктора, распределять работу, подбирать материал
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Помочь детям выделить зависимость формы судна от его практического назначения; формировать обобщённые представления о судах Развивать у детей умение сообща планировать работу, добиваться общего результата.
Воспитывать у детей взаимопомощь.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений)
Конструируют из различного строительного материала, самостоятельно определяют, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; различают и правильно называют основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма); создают предметы из полосок цветной бумаги, подбирают цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, создают обьемные игрушки в технике оригами, развивают мелкую моторику, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения по организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, труд) организуют сюжетно-ролевые игры; реагируют на окружающую действительность, понимают эмоциональное состояние партнера по общению, используют конструктивные способы разрешения конфликта; (социализация, коммуникация
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Февраль 1
2
3
4 Игра – эксперимент «Зоркий глаз. Свойства глаз»
День Защитника Отечества Тема: День защитника Отечества «Подарок для папы» (из разного материала)
ОЭД «Что случилось с бутылкой»
Конструирование (из строительного материала) «По замыслу»
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Закреплять у детей умение выбирать материал для своей поделки. Воспитывать самостоятельность, желание сделать приятное любимому человеку, прислушиваться к совету старших. Использовать ранее
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Учить детей совместно подумать о том, что они будут строить, распределять работу, подбирать материал. Продолжать учить дошкольников при анализе построек доброжелательно и объективно оценивать их качество.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений)
Создают сюжетные композиции; предлагают, конструируют и воплощают собственный замысел (художественное творчество, познание, труд, чтение художественной литературы); в процессе создания изображения следуют к своей цели; умеют действовать по собственному плану; владеют элементарными формами речи-рассуждения и используют их для планирования деятельности, имеют представления о семейных традициях, составляют словесные портреты людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества (художественное творчество, познание, труд, коммуникация, социализация, конструируют двигающиеся механизмы из деталей конструктора, экспериментируют с новыми материалами, используют вариативные способы решения конструктивных задач из любого материала (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, труд); используют разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми : договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве, инициируют общение в корректной форме, организуют сюжетно-ролевые игры (труд, социализация, коммуникация)
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Март 1
2
3
4 Игра – эксперимент «Бумажный вихрь»
Мамин праздник
Тема: Мамин праздник «Цветы для любимой мамочки»
Занятие – эксперимент «Как заводы загрязняют воздух?»
Ручной труд (из использованных материалов) «Игрушки из катушек»
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Закреплять: - умение симметричного вырезания из бумаги; - навыки коллективной работы. Развивать навыки выполнения аппликации - мозаики, выполненной методом обрывания. Учить сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного образа.
Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Научить детей делать игрушки из катушек, шпулек или картонных цилиндров
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений)
Называют свое отчество, фамилию, домашний адрес, телефон, имена и отчества других родственников; активно участвуют в беседах о себе, семье, обществе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения; интересуются праздниками, знают о малой и большой Родине, столице государства, ее достопримечательностях, определяют собственную принадлежность к государству (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, чтение художественной литературы); расширяют самостоятельность в исследовательской деятельности; умеют действовать по собственному замыслу; инициируют общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность (познание : расширение кругозора, познавательно-исследовательская деятельность, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация);принимают активное участие в образовательном процессе, интересуются историей создания архитектурных сооружений; создают изображения по представлению, красиво располагают фигуры на листе в соответствии с пропорциями изображаемых предметов; используют мозаичный способ изображения, проявляют творчество (художественное творчество, познание, труд); рассказывают о собственном способе решения проблемы, владеют приемами симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое, мозаичным способом изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей картинки, используют технику обрывной аппликации (художественное творчество, труд); самостоятельно находят в окружающей жизни и природе сюжеты для изображения; используют разнообразные конструктивные способы взаимодействия: договариваются, распределяют действия; контролируют отрицательные проявления эмоций (познание, труд, коммуникация, социализация, создают различные конструкции одного и того же объекта с учётом определённых условий, передавая схематически не только его форму, но и характерные особенности, детали; анализируют основные части конструкции, знают их функциональное назначение, развивают собственный замысел, экспериментируют с новыми материалами, осуществляют планирование собственной деятельности (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, тру
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Апрель 1
2
3
4 Игра – эксперимент «Как можно очистить воду»
Космос
Тема: Роботы
Игра – эксперимент «Поменяй настроение»
Лодочка.
Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Расширять знания об истории робототехники.
Упражнять в создании схем и чертежей; моделировании на плоскости. Развивать : фантазию,
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Учить детей работать по чертежу.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений) :
Имеют представления о достижениях науки и техники в сфере наземного транспорта и его значении; знают и соблюдают правила безопасного поведения на улицах и дорогах; проявляют познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширяют собственные познавательные интересы и потребности (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно - исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, труд, безопасность, имеют представления о планете Земля, об изобретениях человечества в области космонавтики, их использовании в современном мире, о профессии космонавта и о первом полете в космос; определяют, какие детали больше всего подходят для постройки, используют детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина) (познание : ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность, труд); проявляют интерес к русским народным промыслам, свободно и адекватно используют в речи слова, обозначающие названия с обозначающие названия объектов природы, профессии и социальные явления; описывают процесс выполнения задания, проводят его самоанализ; предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач, инициируют общение и совместную с взрослыми и сверстниками деятельность; владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия; создают сюжетные и декоративные композиции (познание : познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество).
Месяц неделя Тема образовательной деятельности Цели
Май 1
2
3 Игра – эксперимент «Поймай капельку»
Праздник Победы
Тема: День Победы
ОЭД «Солнечные зайчики»
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать формированию познавательных способностей, логического мышления; развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Учить детей на основе анализа игрушки находить знакомый способ ее изготовления.
Закреплять умения и навыки, полученные из предыдущих занятий.
Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ. Совершенствовать навыки работы с пластмассовым конструктором. Формировать умение доводить начатое до конца.
Развивать поисковую деятельность и интеллектуальную активность детей.
Целевые ориентиры развития ребенка (на основе интеграции образовательных направлений) :
Знают праздники, традиции и приметы весеннего месяца, собирают и систематизируют природный материал; умеют действовать по собственному замыслу, устанавливают причинные зависимости на основе имеющихся представлений, классифицируют предметы по
разным основаниям; используя различные источники информации (познавательная литература, журналы и видеопродукция, компьютер); устанавливают причинно-следственные связи (познание : формирование целостной картины мира, расширение кругозора, познавательно-исследовательская деятельность, здоровье, безопасность, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация);
держат ножницы, свободно пользуются ими, режут поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезают квадрат по диагонали,
вырезают из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путем закругления углов; направляют воображение на решение определенной творческой задачи, подчиняя его определенному замыслу; следуют заранее намеченному плану, внося в него некоторые коррективы, экономно ис- пользуют материалы (художественное творчество, познание, труд, создают изображения различных пред-
метов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания, наклеивают заготовки; в процессе создания аппликации следуют к своей
цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, отбирают материалы, необходимые для занятий (художественное творчество, труд); доброжелательно и конструктивно анализируют и оценивают продукты деятельности (коммуникация, труд) согласо-
вывают содержание совместной работы со сверстниками, договариваются о том, что будет изображено каждым в конструировании.