Папки-передвижки

Долгосрочный проект на тему «Традиции русского народа» в старшей группе

Анастасия Герасимова
Долгосрочный проект на тему «Традиции русского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Долгосрочный проект

на тему : «Традиции русского народа»

(старшая группа)

Подготовил воспитатель :

Герасимова А. Г.

г. Липецк.

2025 год.

Название проекта «Традиции русского народа»

Тип проекта исследовательский, личностно-ориентированный.

Участники проекта Старшая группа 5-6 лет, воспитатель.

Срок реализации проекта сентябрь – май 2025г

Актуальность

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

Цель

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Методы реализации проекта.

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

- сообщения дополнительного материала воспитателем;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

- разбор житейских ситуаций;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- проведение экскурсий различной направленности;

- организация вечеров с родителями, для родителей;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление уголка);

2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям

2- этап – основной (практический)

Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Организовать экскурсию в библиотеку

3. Изготовление папок. подбор альбомов: «Народные праздники»,картотека «Русские народные игры», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».»Мордовский орнамент» сентябрь-январь

4 Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

5. Учимся быть вежливыми. Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости»

Октябрь

1. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

2. Конкурс совместное творчество родителей и детей «Чудесные превращения»

3. Беседа «Откуда хлеб берётся»

4. Подвижные игры «Ловушки», «Салки», «Горелки»,«Встречные перебежки» в теч. года

Хороводная игра «Плетень» ; «Кто дальше прокатит яичко»

5.«Доброта и забота»Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

Ноябрь

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;

2. «Синичкин день». Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

3. «День единения - день богатырской славы».Чтение отрывка из былины о богатыре. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

4. Знакомство с пословицами «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром», «Добро созидает, а зло разрушает», «Всё, что мы делаем, возвращается к нам и к близким людям». «Правда любит свет, а ложь тьму».

Декабрь

1. Папка- передвижка о русских календарных обрядовых праздниках.

Беседа «Русские народных игры – забавы» рассматривание иллюстраций

2. «Золотая хохлома». Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т. п.).

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4. Организация конкурса творческих работ «Новогодние игрушки».

5. Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6. В теч. года чтение. Эстонская народная сказка «Каждый своё получил», К. Паустовский «Тёплый хлеб». С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Добрые истории для маленьких детей».

Чтение Катаева В. «Цветик-семицветик»

Поляков П. «О трудолюбии». Чтение сказки К. Одоевского «Мороз Иванович», Ш. Перро «Фея». Чтение рассказов: Л. Толстой «Лгун», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», рассказ И. Туричин «Человек заболел».

Январь

1. Беседа о приметах января (приметы,пословицы, поговорки).

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.» Беседа «Что такое коляда?»

3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».

5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».

Февраль

1 Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.

Чтение и обсуждение В. А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки».

Изготовление открыток

для пап и дедушек «Самолет» и «Корабль».

2. Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

3. Консультация для родителей: «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества».

4. «Государственные символы России: флаг, герб, гимн» Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя.

Март

1. Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2. Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя».

— Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные).

Сюжетно-ролевые игры: «Мама — парикмахер», «Мама – врач», «Семья».

Изготовление поздравительной открытки «Подарки для мам и бабушек»

Беседа «Что за праздник, Масленица?»

Заучивание потешек, закличек, поговорок про масленицу

Просмотр презентации «Проводы масленицы»

3. Развлечение «Масленица».

4. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». Рисование «Блины»,»Масленица», Конструирование «Чучело масленицы»

Апрель

1. «Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

2. Экскурсия в храм в п. Комсомольский.

3. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».Аппликация «Пасхальные яички» рисование «Украшаем пасхальное яйцо».

5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов,игр о Пасхе, весне.

Май «Никто не забыт и ничто ни забыто»

1. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседы.

2. Беседа: «История георгиевской ленточки».

Занятие «Родина наша — Русь православная»

3. Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Этих дней не смолкнет слава!»

4. Экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов

5. Конкурс чтецов «О доблестях, о подвиге, о славе»

Изготовление подарков для ветеранов Аппликация «Цветы»

Акция «Красная гвоздика»

Июнь

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси».

2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

Июль

1. Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».

3 этап Заключительный.

1. Презентация проекта. Обработка результатов по реализации проекта

2. Организация выставки детских работ «Праздники». («Масленица», «Рождество», «Пасха» и др)Совместно с родителями изготовить папки, альбомы «Народные праздники», «Русские народные игры»,«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

Используемая методическая литература:

-А. М. Счастная «По ступенькам нравственности»

- Н. А. Ветлугина «Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду»

-В. Г. Нечаева «Нравственное воспитание в детском саду»

-В. М. Петров «Праздники, игры и забавы»

- А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств»

-Т. А. Данилина «В мире детских эмоций»

-Л. М. Шипицына «Азбука общения»

-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект на тему «Традиции русского народа» в старшей группе
Опубликовано: 29 января 2025 в 21:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Долгосрочный проект на тему «Традиции русского народа» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Герасимова (УИ 3496689) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД