Анастасия Герасимова
Долгосрочный проект на тему «Традиции русского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
на тему : «Традиции русского народа»
(старшая группа)
Подготовил воспитатель :
Герасимова А. Г.
г. Липецк.
2025 год.
Название проекта «Традиции русского народа»
Тип проекта исследовательский, личностно-ориентированный.
Участники проекта Старшая группа 5-6 лет, воспитатель.
Срок реализации проекта сентябрь – май 2025г
Актуальность
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Цель
разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление уголка);
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
Подборка подвижных, дидактических игр. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям
2- этап – основной (практический)
Комплексно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Организовать экскурсию в библиотеку
3. Изготовление папок. подбор альбомов: «Народные праздники»,картотека «Русские народные игры», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».»Мордовский орнамент» сентябрь-январь
4 Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».
5. Учимся быть вежливыми. Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости»
Октябрь
1. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».
2. Конкурс совместное творчество родителей и детей «Чудесные превращения»
3. Беседа «Откуда хлеб берётся»
4. Подвижные игры «Ловушки», «Салки», «Горелки»,«Встречные перебежки» в теч. года
Хороводная игра «Плетень» ; «Кто дальше прокатит яичко»
5.«Доброта и забота»Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»
Ноябрь
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
2. «Синичкин день». Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
3. «День единения - день богатырской славы».Чтение отрывка из былины о богатыре. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.
4. Знакомство с пословицами «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром», «Добро созидает, а зло разрушает», «Всё, что мы делаем, возвращается к нам и к близким людям». «Правда любит свет, а ложь тьму».
Декабрь
1. Папка- передвижка о русских календарных обрядовых праздниках.
Беседа «Русские народных игры – забавы» рассматривание иллюстраций
2. «Золотая хохлома». Знакомство детей с хохломской росписью.
Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т. п.).
3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».
4. Организация конкурса творческих работ «Новогодние игрушки».
5. Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».
6. В теч. года чтение. Эстонская народная сказка «Каждый своё получил», К. Паустовский «Тёплый хлеб». С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Добрые истории для маленьких детей».
Чтение Катаева В. «Цветик-семицветик»
Поляков П. «О трудолюбии». Чтение сказки К. Одоевского «Мороз Иванович», Ш. Перро «Фея». Чтение рассказов: Л. Толстой «Лгун», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», рассказ И. Туричин «Человек заболел».
Январь
1. Беседа о приметах января (приметы,пословицы, поговорки).
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.» Беседа «Что такое коляда?»
3. Развлечение «Праздник Рождества».
4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль
1 Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.
Чтение и обсуждение В. А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки».
Изготовление открыток
для пап и дедушек «Самолет» и «Корабль».
2. Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
3. Консультация для родителей: «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества».
4. «Государственные символы России: флаг, герб, гимн» Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя.
Март
1. Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
2. Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя».
— Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные).
Сюжетно-ролевые игры: «Мама — парикмахер», «Мама – врач», «Семья».
Изготовление поздравительной открытки «Подарки для мам и бабушек»
Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Заучивание потешек, закличек, поговорок про масленицу
Просмотр презентации «Проводы масленицы»
3. Развлечение «Масленица».
4. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». Рисование «Блины»,»Масленица», Конструирование «Чучело масленицы»
Апрель
1. «Что такое Пасха?»- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
2. Экскурсия в храм в п. Комсомольский.
3. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».Аппликация «Пасхальные яички» рисование «Украшаем пасхальное яйцо».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов,игр о Пасхе, весне.
Май «Никто не забыт и ничто ни забыто»
1. Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседы.
2. Беседа: «История георгиевской ленточки».
Занятие «Родина наша — Русь православная»
3. Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Этих дней не смолкнет слава!»
4. Экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов
5. Конкурс чтецов «О доблестях, о подвиге, о славе»
Изготовление подарков для ветеранов Аппликация «Цветы»
Акция «Красная гвоздика»
Июнь
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси».
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».
3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».
Июль
1. Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».
2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);
3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».
3 этап Заключительный.
1. Презентация проекта. Обработка результатов по реализации проекта
2. Организация выставки детских работ «Праздники». («Масленица», «Рождество», «Пасха» и др)Совместно с родителями изготовить папки, альбомы «Народные праздники», «Русские народные игры»,«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».
Используемая методическая литература:
-А. М. Счастная «По ступенькам нравственности»
- Н. А. Ветлугина «Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду»
-В. Г. Нечаева «Нравственное воспитание в детском саду»
-В. М. Петров «Праздники, игры и забавы»
- А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств»
-Т. А. Данилина «В мире детских эмоций»
-Л. М. Шипицына «Азбука общения»
-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.