Папки-передвижки

Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие»

Ольга Демидова
Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Главное из них - дошкольное образование становится первым уровнем общего образования в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Поэтому оно должно быть стандартизировано.

Публикация «Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах

Стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО). Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : чувственного, физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя, свое тело, своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Внедрение ФГОС имеет ряд потенциальных рисков. Одним из основных рисков является столкновение стандарта в образовательной области «Познавательное развитие» с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОС прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., т. е. речь идет о формировании чувств у ребенка, об упорядочивании ощущений, их интеграции.

Чувства – это единственный доступ к внешнему миру. Все, что мы узнаем о мире, мы узнаем благодаря чувствам. Сколькими чувствами мы обладаем? Существует мнение, что их пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. И это очевидно, так как органы, связанные с этими чувствами, - глаза, уши, нос, язык, кожа – можно видеть невооруженным глазом. Однако уже давно было научно доказано, что чувств у нас больше.

Всю совокупность чувств я разделила на две группы, в соответствии с терминологией, предложенной стандартом «Познавательное развитие». Одна группа объединяет чувства восприятия себя, т. е. первичных представлений о себе. Это телесные чувства, посредством которых мы воспринимаем собственное тело. Другая группа включает чувства восприятия мира, которые обращены вовне и воспринимают свойства и отношения объектов окружающего мира. Чувства восприятия мира можно разделить на чувства-стражи и коммуникативные чувства. Чувства-стражи – это те чувства, которые благодаря вкусу, запаху и теплу воспринимают феномены мира, однако в то же время стоят на страже условий жизни нашего организма. Коммуникативные чувства – это те чувства, которые охватывают все прочие феномены мира, однако их особое значение проявляется в человеческой коммуникации.

Поскольку ребенку необходимо двигаться, учится или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые чувства. Он определяет область соответствующих чувств, сортирует и ощущений располагает их в определенном порядке, подобно регулировщику, направляющему движение машин. Когда ощущения текут организованно, или интегрировано, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для обучения. Если же поток чувств хаотичен, жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке.

Именно интеграция позволяет ребенку воспринимать свое тело, других людей и предметы благодаря тому, что мозг интегрирует импульсы чувств в значимые формы и взаимоотношения. Когда мы смотрим на апельсин наш мозг интегрирует чувства, полученные от глаз, мы воспринимаем цвет и форму фрукта. Когда мы трогаем апельсин, чувства, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются и благодаря этому мы узнаем, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция чувств, полученная от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый аромат.

Чувства можно уподобить пище для мозга: они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышлением.

Примерно до 7 лет ребенок воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на чувствах. Маленькие дети не обладают развитым абстрактными мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями. Они заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают свое тело в соответствии со своими ощущениями. Их реакция на чувства имеет скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни им необходимы особые условия для обучения и сенсомоторного развития.

1. Ребенку в этом возрасте необходимы образцы для подражания, чтобы обучение имело направленность.

2. Детям необходимо свободное пространство, время и соответствующая ситуация, чтобы иметь возможность все пробовать, включать в игру и подражать.

3. Дети могут обучаться только самостоятельно. Для этого им необходим основательный опыт, который они сами обрели своими чувствами и своим телом. Одного только созерцания без возможности прикасаться, действовать и изменять, недостаточно. Но это не должно пониматься превратно, как будто мы ничему не должны учить ребенка в этом возрасте.

4. Ребенок должен учится соблюдать границы. Ему надлежит учиться социальному поведению. Мы достигнем успеха только в том случае, если сами установим границы, которые важны и осмысленны, и без необходимости не будем их изменять. Дети быстро заметят, как мы относимся к этим границам, сами будут учится на этом примере и ориентироваться на него в своем поведении. Точно так же обстоит и с обучением социальному поведению или практическим видам деятельности.

Если возможности мозга ребенка интегрировать сенсорную информацию соответствует требованиям, которые предъявляет ему окружающая среда, ребенок будет реагировать на нее эффективно, творчески и получать от этого удовлетворение. Успешно выполняя посильные задачи, ребенок испытывает удовольствие. В каком-то смысле слово «интересно» и есть определение детской интеграции.

• Чувства не должны быть изолированными, так как в реальности ни одна из областей чувств не должна существовать по отдельности.

• Упражнения не должны превращаться в тренинг.

• Это означает, что детям всегда нужна связь с жизнью.

• Самым действенным является то, что дети сами выбирают занятия, которые действительно могут быть использованы в повседневной жизни детского сада.

Если мы решим ближе познакомиться с чувствами, то вскоре заметим насколько огромную и даже решающую роль они играют в нашей жизни. А если посвятить изучению этой темы длительное время и упражняться в восприятии, то постепенно откроются и существующие здесь взаимосвязи. И тогда вдруг станет совершенно ясно, что непоседливому, беспокойному малышу, который ни минуты не может усидеть на месте и болтает, не закрывая рта, не хватает чувства равновесия и чувства слуха, а ребенок, не способный соблюдать дистанцию в общении с другими детьми, страдает от недостатка тактильных ощущений. Сегодня очень многим детям не хватает этих важных чувственных переживаний и связанного с ним опыта. Чтобы суметь помочь таким детям, мы как педагоги и воспитатели маленького ребенка в течение первых семи лет его жизни должны знать, что представляют собой чувства, и осознавать их важность.

Опыт наших наблюдений показывают, в каком направлении мы можем работать для реализации новых стандартов. Во ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия - это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - стандарт реализован.

Публикации по теме:

«Совершенствование педагогической компетенции воспитателей в рамках внедрения ФГОС ДО» Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «День Победы» Задачи: Образовательная область "Познавательное развитие" Закреплять знания детей о Великой Отечественной Войне, об армии.

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию математических представлений Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию математических.

«Моря Краснодарского края». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект ООД Тема:"Моря Краснодарского края" (подготовительная к школе группа)ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: дать представление о море,.

Непосредственно образовательная деятельность по освоению образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Капризная кошка» Цель: продолжать знакомить детей с книжной культурой, учить выполнять задания по тексту. Задачи: обучающая: закрепить.

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Коллекция народных кукол»НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Коллекция народных кукол» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группеПознавательное развитие[/h3] Тема : Коллекция народных кукол[/h3] Дата.

Перспективный план по осуществлению образовательной области «Познавательное развитие» (часть 1) Окружающий мир. карточка № 1 Тема: "Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь". Программное содержание. Уточнить знания детей о.

Перспективный план по осуществлению образовательной области «Познавательное развитие» (часть 2) карточка № 18 Тема: "Стайка снегирей на ветках рябины". Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Схема конспекта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Схема конспекта НОД по образовательной области познавательного развития старшей группе МБДОУ Одоевский детский сад №1 общеразвивающего.

Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС до Создание благоприятных условий для реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО Ребенок—это солнце, вокруг которого.

Автор публикации:
Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 13:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Демидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД