Ольга Демидова
Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Главное из них - дошкольное образование становится первым уровнем общего образования в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Поэтому оно должно быть стандартизировано.
Публикация «Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее ФГОС ДО). Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : чувственного, физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя, свое тело, своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Внедрение ФГОС имеет ряд потенциальных рисков. Одним из основных рисков является столкновение стандарта в образовательной области «Познавательное развитие» с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОС прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т. д.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., т. е. речь идет о формировании чувств у ребенка, об упорядочивании ощущений, их интеграции.
Чувства – это единственный доступ к внешнему миру. Все, что мы узнаем о мире, мы узнаем благодаря чувствам. Сколькими чувствами мы обладаем? Существует мнение, что их пять: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. И это очевидно, так как органы, связанные с этими чувствами, - глаза, уши, нос, язык, кожа – можно видеть невооруженным глазом. Однако уже давно было научно доказано, что чувств у нас больше.
Всю совокупность чувств я разделила на две группы, в соответствии с терминологией, предложенной стандартом «Познавательное развитие». Одна группа объединяет чувства восприятия себя, т. е. первичных представлений о себе. Это телесные чувства, посредством которых мы воспринимаем собственное тело. Другая группа включает чувства восприятия мира, которые обращены вовне и воспринимают свойства и отношения объектов окружающего мира. Чувства восприятия мира можно разделить на чувства-стражи и коммуникативные чувства. Чувства-стражи – это те чувства, которые благодаря вкусу, запаху и теплу воспринимают феномены мира, однако в то же время стоят на страже условий жизни нашего организма. Коммуникативные чувства – это те чувства, которые охватывают все прочие феномены мира, однако их особое значение проявляется в человеческой коммуникации.
Поскольку ребенку необходимо двигаться, учится или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все вышеупомянутые чувства. Он определяет область соответствующих чувств, сортирует и ощущений располагает их в определенном порядке, подобно регулировщику, направляющему движение машин. Когда ощущения текут организованно, или интегрировано, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для обучения. Если же поток чувств хаотичен, жизнь становится похожей на час пик в дорожной пробке.
Именно интеграция позволяет ребенку воспринимать свое тело, других людей и предметы благодаря тому, что мозг интегрирует импульсы чувств в значимые формы и взаимоотношения. Когда мы смотрим на апельсин наш мозг интегрирует чувства, полученные от глаз, мы воспринимаем цвет и форму фрукта. Когда мы трогаем апельсин, чувства, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются и благодаря этому мы узнаем, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. Интеграция чувств, полученная от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый аромат.
Чувства можно уподобить пище для мозга: они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышлением.
Примерно до 7 лет ребенок воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на чувствах. Маленькие дети не обладают развитым абстрактными мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями. Они заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают свое тело в соответствии со своими ощущениями. Их реакция на чувства имеет скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни им необходимы особые условия для обучения и сенсомоторного развития.
1. Ребенку в этом возрасте необходимы образцы для подражания, чтобы обучение имело направленность.
2. Детям необходимо свободное пространство, время и соответствующая ситуация, чтобы иметь возможность все пробовать, включать в игру и подражать.
3. Дети могут обучаться только самостоятельно. Для этого им необходим основательный опыт, который они сами обрели своими чувствами и своим телом. Одного только созерцания без возможности прикасаться, действовать и изменять, недостаточно. Но это не должно пониматься превратно, как будто мы ничему не должны учить ребенка в этом возрасте.
4. Ребенок должен учится соблюдать границы. Ему надлежит учиться социальному поведению. Мы достигнем успеха только в том случае, если сами установим границы, которые важны и осмысленны, и без необходимости не будем их изменять. Дети быстро заметят, как мы относимся к этим границам, сами будут учится на этом примере и ориентироваться на него в своем поведении. Точно так же обстоит и с обучением социальному поведению или практическим видам деятельности.
Если возможности мозга ребенка интегрировать сенсорную информацию соответствует требованиям, которые предъявляет ему окружающая среда, ребенок будет реагировать на нее эффективно, творчески и получать от этого удовлетворение. Успешно выполняя посильные задачи, ребенок испытывает удовольствие. В каком-то смысле слово «интересно» и есть определение детской интеграции.
• Чувства не должны быть изолированными, так как в реальности ни одна из областей чувств не должна существовать по отдельности.
• Упражнения не должны превращаться в тренинг.
• Это означает, что детям всегда нужна связь с жизнью.
• Самым действенным является то, что дети сами выбирают занятия, которые действительно могут быть использованы в повседневной жизни детского сада.
Если мы решим ближе познакомиться с чувствами, то вскоре заметим насколько огромную и даже решающую роль они играют в нашей жизни. А если посвятить изучению этой темы длительное время и упражняться в восприятии, то постепенно откроются и существующие здесь взаимосвязи. И тогда вдруг станет совершенно ясно, что непоседливому, беспокойному малышу, который ни минуты не может усидеть на месте и болтает, не закрывая рта, не хватает чувства равновесия и чувства слуха, а ребенок, не способный соблюдать дистанцию в общении с другими детьми, страдает от недостатка тактильных ощущений. Сегодня очень многим детям не хватает этих важных чувственных переживаний и связанного с ним опыта. Чтобы суметь помочь таким детям, мы как педагоги и воспитатели маленького ребенка в течение первых семи лет его жизни должны знать, что представляют собой чувства, и осознавать их важность.
Опыт наших наблюдений показывают, в каком направлении мы можем работать для реализации новых стандартов. Во ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия - это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - стандарт реализован.