Анна Голубева (Дмитриева)
«Одежда». НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в прошлое одежды»
Цель:
– Познакомить детей с одеждой прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды.
Задачи:
Образовательные
– Расширение и уточнение представлений детей о человеке в истории и культуре.
– Продолжение знакомства с историей возникновения одежды, с орудиями труда (которые применяются при изготовлении одежды).
Публикация «„Одежда“, НОД по реализации образовательной области „Познавательное развитие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
– Формирование знаний о происхождении материалов, используемых для производства одежды.
Развивающие
– Развитие у детей нестандартного мышления, памяти, речи, творческого воображения.
Воспитательные
– Воспитывать бережное отношение к вещам.
– Развивать культуру речевого общения.
Интеграция образовательных областей :
«Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа.
Чтение: «Из истории мужской и женской одежды», сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане», рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», загадки о животных и растениях. Изготовление альбомов: «Одежда прошлого», «Русские народные костюмы».
Рассматривание предметных картинок с изображениями животных и растений, уточнение их названий.
Материал и оборудование.
– Предметные картинки: с изображением птицы Ткачика и ее гнезда, веретена, прялки, современного прядильного станка.
– Картинки с изображениями русских традиционных костюмов. (Мужчина в верхней одежде : шапка, кафтан, пояс, порты, сапоги; девушка в праздничном костюме: венец, рубаха, душегрея, сарафан).
– Карточка к игре «Дорисуй картинку».
– Карандаши.
1. Организационный момент.
Воспитатель
– Вы любите путешествовать? (Дети стоят около воспитателя, ответы детей).
– Нам надо выбрать транспорт, на котором мы будем путешествовать. (Ответы детей (автомобиль, машина, самолет, корабль)
– Я забыла вам сказать, что путешествие мы совершим в наше прошлое.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на «машине времени» в те далекие времена, когда люди не знали, что такое одежда.
2. Игра «Что из чего можно сделать?», «Да – нет» (ТРИЗ).
Воспитатель
– Давайте встанем в кружок и придумаем свою «машину времени».
– Назовите три предмета и какие они бывают, например:
Стол – деревянный, металлический, круглый.
Собака – пушистая, быстрая, добрая.
Сахар – белый, вкусный, твердый.
– Может быть наша «машина времени» деревянная? (Ответы детей (нет).
– Может быть, она металлическая? (Ответы детей (может).
– Может, она круглая? (Ответы детей (может).
– «Машина времени» может быть пушистая? (Ответы детей (нет).
– «Машина времени» может быть быстрая? (Ответы детей (да).
– «Машина времени» может быть добрая? (Ответы детей (нет).
– «Машина времени» может быть белая? (Ответы детей (да).
– «Машина времени» может быть вкусная? (Ответы детей (нет).
– «Машина времени» может быть твердая? (Ответы детей (да).
– Посмотрите и послушайте, какая у нас получилась «машина времени» : круглая, быстрая, белая, твердая.
3. Беседа о происхождении одежды.
Воспитатель
– Закройте глаза и сосчитайте от 10 до 1 (выставить картинку птицы Ткачика у гнезда и картинку древних людей, открывайте глаза и посмотрите вокруг себя – мы с вами попали в прошлое.
Рассматривание картинок.
– Что изображено на картинке? (Ответы детей).
– Древние люди стали использовать опыт птиц и зверей в изготовлении различных предметов. Так они и научились плести циновки. Потом приемы плетения стали использоваться при изготовлении одежды.
– Какие детали одежды и сейчас изготавливают способом плетения? (Ответы детей (воротники, манжеты).
– Конечно, в основе вязания тоже лежит способ плетения.
– Какую вязаную одежду вы носите? (Ответы детей (шапки, шарфы, кофты, платья, костюмы, руковички, носки)
– Молодцы! Как много названий вязаной одежды вы вспомнили.
4. «Тризовская» игра «По кругу» (игра с мячом).
Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта (одежды, следующий за ним – отрицательное.
– Ну а теперь давайте опять закроем глазки и перелетим в другое время.
Закрываем глаза, считаем от 10 до 1 (выставить иллюстрации изображения пряжи, ткацкого станка (старого и современного).
– Вот мы и на месте. Открываем глаза. Что делают люди на картинках? (Ответы детей).
– А зачем нужно прясть нити?
– А какое орудие труда раньше помогало людям прясть? (Ответы детей (веретено).
– Потом люди стали использовать прялку.
– А теперь людям помогают прясть специальные прядильные машины. Давайте рассмотрим их на картинке.
– Еще в древние времена люди обратили внимание на растения и животных, которые могут дать волокно и шерсть для изготовления нитей.
– Какие растения человек использовал для изготовления нитей? (Ответы детей с опорой на картинки).
– Шерсть каких животных можно прясть для изготовления нитей? (Ответы детей).
– Из чего еще люди научились делать нити? (Ответы детей (древесина, нефть).
5. Физкультминутка «Веселые ребята».
Мы веселые ребята,
Раз – два, раз – два.
Руки вверх поднимем дружно,
Опустить теперь их нужно.
Покачаем головой,
Раз – два, раз – два,
Пол достанем мы рукой,
Раз – два, раз – два.
А теперь шагаем вместе,
Выполняем шаг на месте.
6. Игра с использованием приемов ТРИЗ (Системный оператор «Музей прошлого и музей настоящего»).
Использование средней параллели: прошлое, настоящее, будущее.
7. Подвижная игра «Веселая ткачиха».
Играющие встают в две шеренги напротив друг друга. Это стенки ткацкого станка. Выбираются два «челнока». Они встают на противоположных концах шеренг.
Текст Движения
Я – веселая ткачиха, Шеренги идут навстречу друг другу.
Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.
Пинч – понч, клепу – клепу, Шеренги идут навстречу друг другу.
Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.
«Челноки» стараются пробежать между стенками, не сталкиваясь друг с другом. Слова и движения стенок повторяются, темп постепенно увеличивается. Когда «челноки» оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.
Возвращение домой.
Игровое задание «Дорисуй картинку» (ТРИЗ) (карточки с точечным изображением, частичным изображением русских народных костюмов).
После того, как дети узнали предмет и представили его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Рефлексия.
– Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
– Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).