Лена Кириленко
Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
№
п/п НОД №.
Тема. Сроки проведения Задачи. Источник
1 «До свидания лето! День знаний».
НОД №1.
«Как хорошо у нас в саду»
(Явления общ. жизни)
Цель: Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.
Публикация «Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
Материал:Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2 «Сад и огород»
НОД №2.
Игра "Что на что похоже"
(Предметное окружение)
Цель: Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы, а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам.
Материал: Картинки с изображением предметов рукотворного и природного мира (светильник в форме колокольчика, музыкальный колокольчик, цветок колокольчик; матрешка, электролампа, груша и др.) (на каждого ребенка).
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3
«Хлеб-всему голова»
НОД №3.
«Дружная семья» (Явления общ. жизни) Цель:Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: Кукла Незнайка; выставка "Моя семья" – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).
Предварительная работа: Создание выставки "Моя семья". Беседы: "Профессии моих родителей", "Как мы отдыхаем", "Мне хорошо, когда…", "Наши домашние любимцы" и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему "Моя семья". Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4
«Лес осенью».
НОД №4.
Игра "Прошлое и настоящее" (Предметное окружение) Цель: Развивать умение детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
Материал: Мяч.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
5 «Домашние животные и их детеныши»
НОД № 5.
«Бабушкин сундук» (Явления общ. жизни) Цель:Формировать у детей желание рассказывать о близких родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни. О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Октябрь
1 «Животные средней полосы».
НОД № 6
«К дедушке на ферму»
(Явления общ. жизни) Цель:Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.
Материал: Аудиозапись "Звуки деревни". Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. Посылка, в которой лежат колосок, банка с молоком, овощи, фрукты, яйцо, шерсть овцы. Шапочка и дудочка для пастушка. Набор игрушек "Домашние животные". Схема-алгоритм для описания домашних животных.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2
«Животный мир полярных районов»
НОД № 7
Игра "Будь внимателен!" (Предметное окружение) Цель: Побуждать детей сравнивать предметы по способу использования.
Материал: Предметные картинки, карандаши, лист бумаги.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3 «Животный мир жарких стран».
НОД № 8
"Город мой родной" (Явления общ. жизни) Цель: Расширять и обобщать знания и представления детей о своем городе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его; активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к истории родного города, чувство уважения к тем, кто прославил его.
Материал: Карта РФ, гербы и символы родного города и других городов, слайды и фотографии с достопримечательностями города, памятными местами, фотографии известных горожан, листы бумаги, кисти, краски, карандаши.
Предварительная работа: Проектная деятельность "Край родной и любимый". Знакомство с историей родного края. Экскурсии по памятным местам родного города, в краеведческий музей. Беседы с детьми о родном городе и людях, прославивших его. Рисование "Моя улица", аппликация "Город мой" (коллективная работа). Чтение стихов о родном городе, произведений местных поэтов и писателей.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 Мой дом (бытовые и электрические приборы, мебель, посуда, продукты питания)
НОД № 9
«Предметы-помощники» (Предметное окружение) Цель:Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.
Материал: Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Ноябрь
1 «День народного единства
(моя страна,
мой город)».
НОД №10
«Мое Отечество – Россия»
(Явления общ. жизни) Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.
Материал: Куклы в национальных костюмах, карта России, аудиозапись "Звон колоколов", маленькие флаги России и стран мира, бусинки, фотопортрет президента РФ.
Предварительная работа: Беседа с детьми и родителями, какие они страны знают, где они путешествовали. Чтение художественных произведений: "Родное" М. Исаковского, "Москва" Л. Кассиля, "Родина" Е. Трутневой. Слушание песен о Родине. Просмотр видеофильма "Москва – звонят колокола".
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2 «День народного единства
(моя страна,
мой город)».
НОД № 11
Игра "Если я попаду в Москву, то обязательно побываю…"
(Явления общ. жизни) Цель: Расширять представления детей о столице нашей Родины – Москве, ее исторических памятниках.
Материал: Игровое поле с картой Москвы, на которой белыми квадратами отмечено расположение известных памятников и исторических мест. Квадратные карточки с изображениями достопримечательностей, памятных мест.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3
«Я человек».
НОД № 12
«Удивительные предметы» (Предметное окружение) Цель:Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
Материал: Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (по две картинки на каждого ребенка). Карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др., а другая половина карточки пустая. Картинки "домино" : на одной половине изображены предметы природного, а на другой – предметы рукотворного мира; посылка, письмо от Незнайки.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 «Я человек».
НОД №
Игра "Расскажи о материале" (Предметное окружение) Цель: Закреплять представления детей о материалах (виды ткани, бумаги; искусственные и натуральные материалы, из которых сделаны предметы.
Материал: Кубик, на гранях которого изображены различные материалы.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Декабрь
1 «Одежда, обувь, головные уборы».
НОД №1
«На выставке кожаных изделий» (Предметное окружение) Цель:Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
Материал: Четыре мольберта с картинками, на которых изображены предметы одежды, обувь, галантерейные изделия и музыкальные инструменты из кожи; кожаные узкие полоски и лоскутки прямоугольной формы (на каждый стол).
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2 «Зимующие птицы».
НОД №2
«Путешествие в типографию» (Явления общ. жизни) Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их. Материал: Предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты, ребус, фотографии печатных станков.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3 «Зима, зимние забавы».
НОД № 3
Игра "Зачем людям нужны…" (Предметное окружение)
Цель: Подводить детей к пониманию того, что человек создает предметы для украшения своей жизни; побуждать находить предметы, выполняющие эстетические функции.
Материал: Картинки с изображением предметов, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 «Новогодний праздник».
НОД № 4
Тема:
Игра "Чье хозяйство больше"
(Явление общ. жизни) Цель:Учить детей различать фермерское хозяйство и домашнее хозяйство; закреплять знания о профессии фермера.
Материал: Две картины 20х30 см, на которых изображены фермерское хозяйство и домашнее хозяйство. Предметные картинки с атрибутами фермерского и домашнего хозяйства.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
5
«Играй-отдыхай!»
НОД № 1
Игра "Волшебные слова"
(Предметное окружение) Цель: Формировать представления о многозначности названий предметов рукотворного мира.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Январь
1 «Играй-отдыхай!»
НОД № 1
Тема:
2 «Народная культура и традиции».
НОД №2
«Две вазы» (Предметное окружение)
Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.
Материал: Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных керамических шарика. Натуральные цветы – роза и гвоздика. Глина, дощечки. Чашечки с мыльным растовором, трубочки.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3 «Культура и традиции народов Приволжья».
НОД № 3
«Библиотека» (Явления общ. жизни)
Цель: Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал: Посылка с библиотечными книгами.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 «Декоративно-прикладное искусство.
Роспись Гжель»
НОД №4
Игра "Собери предмет" (Предметное окружение)
Цель: Побуждать детей к поиску недостающих деталей; формировать понимание того, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.
Материал: Картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями и картинки с изображением этих деталей.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Февраль
1 «Декоративно-прикладное искусство.
Хохломская
роспись».
НОД № 1.
«В мире материалов» (викторина) (Предметное окружение)
Цель:Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей.
Материал: Песочные часы, "чудесный мешочек", в котором лежат два предмета из разных материалов, схематические символы свойств и качеств материалов, фишки.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2
«Пожарная безопасность».
НОД № 2
«Я военным быть хочу, пусть меня научат»
(Явления общ жизни)
Цель:Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий. Рассказать о профессии военного – защитника Отечества. Формировать представления о родах войск. Закреплять знания о деловых и личностных качествах, которыми должны обладать военные. Познакомить с увлечениями курсантов в свободное от учебы время. Воспитывать уважение к воинам – защитникам России.
Материал: Фотоматериал – папы воспитанников в дни службы в армии. Видеозапись, рассказывающая о жизни и учебе курсантов военного училища, аудиозаписи песен "Бравые солдаты" (сл. В. Волгиной, "Армия Советская" (сл. Г. Найденовой). "Как служили наши папы и дедушки" – музей принесенных детьми предметов (солдатские вещи, фотографии).
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3 «Защитники
Отечества».
НОД №4
«Защитники Родины»
(Явления общ жизни) Цель: Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.
Материал: Подборка произведений художественной литературы, иллюстраций, фотографий, песен по теме "Наши защитники".
Предварительная работа: Оформление фотовыставки "Я служу Отечеству" (о службе в армии пап, дедушек воспитанников). Беседа с просмотром видеофильма "Служба солдат в армии". Чтение художественной литературы: "Февраль" С. Маршака, "О брате" И. Кульской, "Шапка не велит", А. Митяева. Толкование пословиц и поговорок о воинской службе ("Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом", "Трудно в ученье – легко в бою", "Щи да каша – пища наша", "Один в поле не воин").
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 «Профессии».
НОД №3
Тема:
«Все работы хороши»
(Явления общ. жизни)
Цель:Обобщать и систематизировать представления детей о профессиях; вызывать интерес к разным профессиям, показать значимость труда представителей любой профессии для жизни людей, подвести к осознанию необходимости серьезной подготовки для овладения какой-либо профессией, воспитывать уважение к людям – профессионалам, чувство гордости за людей труда.
Материал: Письмо от Незнайки, фотографии с изображением представителей разных профессий.
Предварительная работа: Познавательные беседы "Хлеб всему голова", "Как хорошо у нас в саду", "Кто построил новый дом?", "Кем бы ты хотел стать?", "Профессии моих родителей", "Профессия будущего". Заучивание стихов, загадок о профессиях. Придумывание загадок о профессиях. Чтение стихотворения В. Маяковского "Кем быть?". Рисование на тему "Моя будущая профессия".
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Март
1 «8 Марта».
НОД № 1
«Знатоки»
(Предметное окружение) Цель: Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира.
Материал: Карточки с вопросами, которые обновляются по мере того, как дети находят ответы; юла с наклеенной стрелкой, призы, игрушка-пищалка, фишки.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2 «Семья».
НОД № 2
Игра "Чудесные вещи рукотворного мира"
(Предметное окружение)
Цель: Помочь детям осознать, что человек создал многообразные формы предметов, облегчающих их использование; побуждать находить предметы разной формы с одним способом использования.
Материал: Картинки с изображением предметов рукотворного мира разной формы с одним способом использования.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3 «Весна».
НОД № 3
Тема:
"Сколько славных дел вокруг"
(Явления общ. жизни) Цель: Закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях, специфике деятельности, личностных и профессиональных качествах людей разных профессий. Закреплять знания о новых профессиях: банкир, экономист, фермер, программист. Воспитывать уважение к людям труда.
Материал: Наборы картинок "Профессии", "Транспорт", мольберт, игра-лабиринт (на каждого ребенка, фломастеры.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 «Перелетные птицы».
НОД №4
«Путешествие в прошлое книги» (Предметное окружение)
Цель:Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал: Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
5
«Свойства и качества».
НОД № 1
"Если бы…" (Предметное
Окружение) Цель: Развивать воображение детей.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Апрель
1
«Космос».
НОД №2
«Космос»
(Явления общ жизни) Цель: Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
Материал: Иллюстрации по теме "Космос", фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2 «Транспорт».
НОД №3
«Путешествие в прошлое счетных устройств» (Предметное окружение)
Цель: Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
Материал: Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3 «Светофор
(правила дорожного движения)».
НОД № 4
«Путешествие в прошлое светофора» (Предметное окружение)
Цель:Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.
Материал: Предметные картинки: светофор, семафор, регулировщик, шлагбаум; карта "Город оживших предметов".
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 Обитатели рек и морей
НОД № 5
Игра "Цепочка слов"
(Предметное окружение)
Цель: Формировать умение ориентироваться в разнообразии современных электроприборов и их назначении.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
Май
1 «День Победы».
НОД № 1
Тема:
"Они сражались за Родину"
(Явления общ. жизни) Цель: Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям.
Материал: Рассказ С. Баруздина "Шел по улице солдат" ("За Родину!"); репродукция картины Е. Вучетич "Воин – освободитель"; конверт, бумага, ручка, цветные карандаши.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
2 «Цветы,
насекомые».
НОД № 2
Игра "Что из какого магазина" (Предметное окружение)
Цель: Знакомить детей с богатством предметного мира; закреплять знания о способах использования предметов, их функциональных возможностях, материалах, эстетических качествах.
Материал: Картинки с изображением предметов, которые могут продаваться в магазинах: "Музыка", "Художественный салон" и "Изделия народно-прикладного искусства"; эмблемы этих магазинов; фишки.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
3 «Скоро в школу».
НОД № 3
«Школа. Учитель» (Явления общ. жизни) Цель: Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.
Материал: Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя. Карта "Школьная страна". Ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.
4 «Здравствуй лето».
НОД № 4
Игра "Нерешенные задачи"
(Предметное окружение) Цель: Побуждать детей попытаться решить некоторые общечеловеческие проблемы и представить, каким будет общество, если эти проблемы не решать.
О. В. Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Стр.