Получи документы

Социализация детей с нарушением зрения средствами игр с элементами спорта

татьяна курилова
Социализация детей с нарушением зрения средствами игр с элементами спорта
▼ Скачать + Заказать документы

Современные тенденции и нормативные изменения, происходящие в дошкольном образовании, выдвигают необходимость наполнения новым содержанием традиционных форм организации образовательной деятельности детей с нарушением зрения.

Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленный процесс запоминания, затруднены мыслительные операции, ограниченны движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками, вызывают у ребенка большие затруднения в познании действительности, сужают социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности, в том числе и двигательной деятельностью

Темочки:

Ребенку с нарушением зрения нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные запросы. На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают игры с элементами спорта.

Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, представляет возможности для проявления личных интересов и способностей, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности.

При отборе содержания мы учитываем особенности развития зрительного анализатора и психолого-моторной сферы детей с нарушением зрения.

Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности, что приводит к нарушению социальных связей. У дошкольников с нарушениями зрения ограничен доступ в социальный процесс, возникают проблемы в общении и психофизическом развитии. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество.

Дети с нарушением зрения, отличаются в своем физическом развитии, задержкой формирования двигательных способностей, навыков и умений, а также овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, у них низкие показатели физических качеств и состояния здоровья, нарушено адаптивное поведение Причиной этому являются нарушение зрения, которое затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном поражении, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Также у этих детей не развиты навыки коммуникации: активность, инициативность в общении, самоконтроль за поведением, не развита уверенность в себе, умение коллективно решать задачи

При отборе средств и содержания обучения мы учитывали их коррекционно- развивающую направленность.

Обучение дошкольников играм с элементами спорта предъявляет ребенку требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает установку опережающего развития и является условием для полноценного гармоничного развития личности каждого ребенка с нарушением зрения, способствует позитивной социализации.

Физкультурно-оздоровительная деятельность реализуется в режиме дня в различных формах:

1 Третье физкультурное занятие, которое проводится на открытом

воздухе;

2 Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя

разминка, физкультминутки, динамические часы (часы подвижных

игр на прогулках);

3 Активный отдых (спортивные праздники, развлечения, досуги,

участие родителей в праздниках, развлечениях)

4 Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня.

5 Индивидуальная работа

Следуя принципам, заложенным в ФГОС, занятия проводятся в игровой форме. По содержанию и методике проведения игровые занятия отличаются от традиционных тем, что для решения образовательных, оздоровительных, развивающих и воспитательных задач подбираются соответствующие подвижные игры. Игра является и формой организации, и методом проведения физкультурного занятия для слабовидящих детей.

Для преодоления проблем, сложных переживаний и негативных реакций, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении, в слабом формировании двигательных навыков, пространственной ориентировки физкультурные занятия на открытом воздухе строятся на играх с разнообразными видами двигательной деятельности. Чем больше видов и способов действий с мячом, городками, битами, клюшками, шайбами, ракетками и их сочетаний, тем осознаннее и быстрее появится желание играть с товарищем, в коллективе, понизится нервное напряжение, активнее будет его взаимодействие со сверстниками, успешнее ориентировка в окружающей обстановке.

В содержание игровых физкультурных занятий включены подвижные игры общеразвивающего характера, которые направлены на коррекцию недостатков физического развития детей с нарушением зрения, на их предупреждение и устранение; на воспитание адаптивного поведения

Содержание и подбор игр обеспечивает формирование у детей с нарушением зрения основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья), регулирует физическую нагрузку и распределяет ее на различные группы мышц, комплексно развивает двигательные способности (мышечную силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений); развивает навыки коммуникации и социализации : активность, инициативность в общении, повышает самоконтроль за поведением, развивает уверенность в себе, умение коллективно решать задачи.

Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части занятия используются специальные приемы на развитие интереса и познавательной мотивации: детям предлагается отправиться в путешествие по городу и встретиться с мячами-весельчаками, которые учат ребят играть в веселые игры. Создание игровой мотивации способствует увлеченному выполнению детьми физических упражнений. Мотивация придает смысл двигательной деятельности. Интерес детей вызывает воображаемая ситуация, представленная в образной, яркой форме, связанная с необычными условиями. Так мяч – Колобок приглашает детей в город мячей, где живут самые разные мячи: большие, маленькие, футбольные, баскетбольные, волейбольные. Дети по-новому воспринимают инвентарь игр, овладевают возможными вариантами действий с ним, пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ использования предметов. Игры первой части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку мышц, улучшают эмоционально-волевую сферу и повышают функциональные возможности организма детей с нарушением зрения.

Основная часть занятий по программе вариативна, так как дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию, они чаще всего пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме, также используется практически-действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этот вид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью (Солнцева Л. И., 2000). Поэтому есть занятия, где планируются общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (ракетки, мячи, городки, биты). Есть занятия, где комплекс общеразвивающих упражнений проводится на основе подвижных игр в игровой или имитационной форме, включает серию игр, направленных на овладение основными движениями и развитие двигательных способностей, а также самостоятельную двигательную деятельность. В заключительной части занятия планируются психокоррекционные и малоподвижные игры и предлагаются детям и их родителям домашние задания.

Домашние задания можно рассматривать как одну из современных форм работы с родителями. Родителям даются рекомендации по методике выполнения задания. Сделать это можно через информацию в родительском уголке, в индивидуальных беседах. Домашние задания даются в игровой, занимательной форме, не являются обязательными.

Утренняя разминка проводится на открытом воздухе. Один и тот же комплекс утренней разминки проводится в течение 10 дней, в соответствии с перспективным планированием. Комплекс включает игры, с разнообразными видами двигательной деятельности, общеразвивающие упражнения с мячами, городками, битами, ракетками, воланчиками. Продолжительность утренней гимнастики 8-12 минут.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление. Дети выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место. Физкультминутка проводится в различных формах: общеразвивающие упражнения (ОРУ) с оборудованием для спортивных игр; дидактические игры с различными движениями; игровые упражнения.

Таким образом, организация физического воспитания детей с нарушением зрения с систематическим использованием игр с элементами спорта в режиме дня в различных формах: на третьем физкультурном занятии, которое проводится на открытом воздухе, утренней разминке, динамических часах (часах подвижных игр на прогулках, в самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальных занятиях, спортивных праздниках, развлечениях сыграет большую роль в профилактике нарушений зрительных функций, поможет ликвидировать дефицит движений, сбалансировать процессы роста и физиологического созревания, сформировать у детей привычки здорового образа жизни; приобщит их к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму; создаст условия для их творческого самовыражения в двигательной деятельности, социализации.

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Конспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зренияКонспект занятия «Мебель» для детей с нарушением зрения Цель: закрепить знания о предметах мебели. Задачи: - классификация мебели по назначению; - развитие логического мышления и воображения;.

Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зренияКонспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения Конспект занятия по СБО «Насекомые» для детей с нарушением зрения. Цель: продолжать формировать представления о внешнем виде и образе.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Коррекционное занятие по СБО «Рыбки» в младшей группе для детей с нарушением зренияКоррекционное занятие по СБО «Рыбки» в младшей группе для детей с нарушением зрения Коррекционное занятие по СБО «Рыбки» в младшей группе для детей с нарушением зрения. Цель: расширение представлений об окружающем по.

Коррекционное занятие по СБО «Транспорт» в подготовительной группе для детей с нарушением зренияКоррекционное занятие по СБО «Транспорт» в подготовительной группе для детей с нарушением зрения Коррекционное занятие по СБО «Транспорт» в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Цель: уточнение и обобщение знаний.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с нарушением зрения средствами игр с элементами спорта
Опубликовано: 27 июня 2023 в 10:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социализация детей с нарушением зрения средствами игр с элементами спорта» (включая файлы) размещена пользователем татьяна курилова (УИ 698377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД