Марьяна Болотнова
Сообщение из опыта работы. Эффективные методы развития речи дошкольников. Мнемотехника
▼ Скачать + Заказать документы
1. Мнемотехника является эффективным средством развития связной речи дошкольников.
2. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Публикация «Сообщение из опыта работы, Эффективные методы развития речи дошкольников, Мнемотехника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
3. Основные задачи мнемотехники :
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей, понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;
• Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
• Развивать связную речь
4. Связная речь делится на диалогическую и монологическую. Развитие монологической речи у детей осуществляется по следующим направлениям:
• Пересказ
Пересказ художественных текстов – полный, выборочный, краткий
• Описательный рассказ
Описание игрушек, предметных или сюжетных картин, явлений природы, людей и животных
• Творческое рассказывание
Реалистические рассказы из личного опыта, рассказы по серии картин, сказочные истории
5. Мнемотехника для дошкольников, в основном, опирается на наглядность. Для работы используются модели. Модель - это символ-заместитель качественных характеристик объекта. Графическими моделями обозначаются реальные объекты и явления, действия и признаки предметов.
• Схема, условные обозначения – в применении таких моделей самое главное – это единство ее применения. То есть, если вы с детьми договорились, что серый круг обозначает мышку, то далее эта модель не должна иметь других толкований, иначе детей это запутает.
• Силуэтные изображения
• Геометрические фигуры
6. Последовательность работы с мнемотаблицами :
I этап. Рассматривание таблицы, преобразование абстрактных символов в образы.
I I этап. Пересказ сказки, рассказ по заданной теме, с опорой на символы (образы, отработка метода запоминания.
I I I этап. Зарисовка мнемотаблиц детьми. Рассказывание по мнемотаблицам, созданным детьми.
7. От простого к сложному
• Мнемоквадрат – одна картинка для обозначения изолированного образа.
• Мнемодорожка – подходит для моделирования коротких рассказов, стихотворений.
• Мнемотаблица – для сложносоставного рассказа.
8. Мнемоквадраты могут широко использоваться в познавательной деятельности. Например, в работе с кругами Эйлера для составления сравнительного описательного рассказа о лисе и зайце.
Сравнивая лису и зайца хорошо обозначать каждый из признаков, располагая их по областям принадлежности, а именно: в область, относящуюся к зайцу помещаем модели-признаки «серый», «травоядный», «меньше по размеру», в область, относящуюся к лисе – «рыжая», «хищница», «больше по размеру». В ходе познавательной деятельности будут выведены и общие признаки, модели которых поместят в общую область – и лиса и заяц - «звери», оба они «живут в лесу».
9. Мнемодорожка для пересказа краткого художественного текста
Лев Толстой
Галка и кувшин (басня)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.
10. Мнемотаблица и мнемоквадраты используются в работе с детьми для составления рассказа по картине. Мнемотаблица для последовательного повествования, для того, чтобы рассказчик не упускал деталей. Мнемоквадраты могут применяться для более распространенного повествования, для установления связей между частями картины, объектами, явлениями.
Например: светит солнце, и…
• Звенит капель
• Тают сугробы
• Весело бегут ручьи
11. Мнемотаблицы могут использоваться для описательного рассказа о птицах, о времени года и т. д.
12. Моделирование пересказа сказки геометрическими фигурами тренирует память и воображение. Угадайте, какие сказки могут быть рассказаны при помощи этих наборов фигур.
13. Творческое рассказывание - самостоятельное составление сказки по силуэтным изображениям с использованием опорной таблицы.
14. Конструирование сказок по картам В. Проппа
Владимир Пропп — известный советский ученый-фольклорист. Одним из первых он начал анализировать структуру фольклорных текстов и выявлять их инварианты — неизменяемые части сюжета. Используя какие-либо из 27 таких карт, можно смоделировать сюжет любой народной сказки.
15. «Волк и семеро козлят» моделирование картами В. Проппа.