Наталья Козлова
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, поэтому важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.
Современное образование является развивающим, что предполагает развитие
Публикация «Из опыта работы воспитателя ДОУ „Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
творческих способностей. Это имеет очень большое значение в развитии ребенка:
- расширяется кругозор;
- обеспечивается словарный запас;
- развиваются психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- происходит развитие моторных навыков.
Мир детства - это мир игры. Необходимо, чтобы игра увлекала ребенка, давала ему здоровую и интересную «пищу» для ума, достаточно сложную, причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала вместе с ростом ребенка, опережая его развитие. Это всё дают игры нового типа, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Развивающие игры важны в дошкольном возрасте. У них необычно широкий диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому ими можно легко увлечь любого ребёнка.
Развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовый игровой материал и правила игрового действия. Всё это определяется целью игры, которая имеет несколько аспектов:
- познавательный - чему мы должны научить ребенка;
- воспитательный - что мы воспитываем в ребенке;
- развивающий - развитие его определенных психических процессов или
способностей.
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;
- постепенное усложнение обучающей задачи;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач.
Спектр развивающих игр широк и разнообразен. Очень часто они выступают составной частью занятий. Играя в такие игры, ребенок сам делает, пусть маленькое, но своё открытие. Поэтому в воспитательно-образовательном пространстве детского сада развивающие игры востребованы, подчеркивают свою целесообразность и уникальность.
В своей работе я использую разные виды развивающих игр, но особую роль отвожу играм, направленным на развитие мелкой моторики рук. Так как известно, что пальцевая моторика связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уровень развития речи детей также находится
в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите малыша показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами - это говорящий ребенок. Если же мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.
Отсюда вывод: чем раньше и лучше у ребенка развита моторика рук, тем быстрее и успешнее идет его всестороннее развитие.
Поэтому тренировку пальчиков у детей я начинаю с двухлетнего возраста. Вначале обучаю детей приемам самомассажа рук. Провожу его ежедневно, несколько раз в день. Начинаю самомассаж с поглаживания пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Далее провожу растирание ладоней, после чего дети выполняют комплекс движений: «Пила», «Утюжок», «Каток», «Краб» и др.
Самомассаж тонизирует кисти рук, подготавливая их к более сложным упражнениям. Для дальнейшей тренировки тонкой моторики у детей полезны такие задания, как: нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, липучек и т. д. С этой целью я изготовила ряд игровых пособий: «Цветные пирамидки», «Собери бусы», «Найди пару», «Удивительный цветок», «Цветочная поляна», игрушку-трансформер «Утенок». Детям эти игры очень нравятся. Играя в них, они развивают не только моторику рук, но и с помощью них учатся выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного и осязательного обследования.
Но с особым увлечением дети играют в развивающие игры с крупой: «Пальчиковый бассейн», «Сухой дождик», «Рисование по сыпучим материалам», «Волшебные макароны». Эти игры привлекают ребят своим творческим потенциалом. В них они удовлетворяют потребности в игре и, одновременно, получают радость от познания.
Игры с крупой - это «тренажер» не только для рук, но и для ума. Они развивают творчество, фантазию, воображение дошкольников.
Все развивающие игры и пособия находятся в доступном для детей месте. Во время наблюдения за свободной деятельностью ребят в группе я отметила, что дети, у которых недостаточно развита двигательная активность пальцев, охотно играли в данные игры и добились определенных успехов. Движения их пальцев стали более раскованными и пластичными.
Привлекая к играм детей, я также провожу работу и с родителями. На родительских собраниях я знакомила мам и пап с данными играми и с методикой работы с ними. Они имели возможность поближе рассмотреть эти пособия и поиграть в них, получили рекомендации по их использованию. Некоторые родители откликнулись на это предложение и стали заниматься с детьми в свободное время, что положительно сказалось на развитии их детей.
Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что игры, развивающие моторику рук, многому учат детей. С их помощью руки и пальцы ребят становятся послушными, ловкими, подвижными, повышаются навыки самообслуживания, улучшаются: речь, память, внимание и воображение детей. А также развиваются: усидчивость, мышление и целеустремленность.
Все перечисленные навыки и умения являются залогом успешного, а самое главное, своевременного развития дошкольников.
В дальнейшем я планирую продолжить работу в том же направлении. Уже знакомые развивающие игры будут использоваться для освоения нового содержания. Введение новых развивающих игр позволит разнообразить деятельность детей, расширить круг интересов, развить познавательные и другие способности.