Света Бабенко
Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей к самостоятельному словесному творчеству, к сочинению собственных сказок. Необходимо было решить следующие задачи: через художественные образы народных сказок расширить круг представлений детей, углубить их художественное восприятие; выработать у детей умение осмысливать содержание литературных произведений, в частности сказок; научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать свою речь образными выражениями, оборотами наряду с этим развивать у детей понимание красоты русского языка, его выразительности, меткости, образности.
Публикация «Сообщение из опыта работы на тему „Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Все дети очень любят сказки, поэтому необходимо было создать у детей определённый запас русских народных сказок и русского фольклора малых форм (стихи, поговорки, загадки). Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребята в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют развитию выразительной речи ребёнка. Поговорки, загадки, песни я давала параллельно знакомству со сказкой. Песенки встречаются во многих народных сказках «Колобок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три поросёнка». Песенки украшают сказку, а так же передают настроение героя. В тех сказках где песенки отсутствовали я использовала стихи, загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки и зачитывала их перед или после рассказывания сказки, или в связи с происходящим перед детьми каким –либо явлением природы. Дети быстро запоминали эти небольшие произведения и использовали их в повседневной жизни. Например –наблюдая за падающим снегом, дети вспоминали заученные стихи. Для слушания я выбирала сказки, которые были понятны и доступны детям, а образы близки детскому восприятию. Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки; поняли характерные особенности, присущие сказке (ценная композиция, троекратные повторы, завязка, кульминация, традиционная концовка, я использовала разнообразные способы: показ кукольного или теневого театра, драматизация сказок детьми, рисование отдельных эпизодов сказки. После этого я предложила детям придумать конец сказки, рассказанной воспитателем, придумать свои варианты концовки сказки: Сказка «Теремок –медведь выгнал всех зверей из теремка, а сам стал там жить, про это узнал слон, пришёл взял хоботом медведя и выбросил из домика, медведь испугался и убежал в лес. Сказка «Колобок» -1вариант: Колобок обхитрил лису и вернулся домой к бабушке с дедушкой. 2вариант: Лиса спрятала колобка в мешок, а собачка Шарик бежал по дорожке и у видел мешок, загавкал на лису, лиса испугалась, бросила колобка, а колобок выкатился. Сказка «Снегурочка» : Снегурочка почувствовала что тает, а что было потом не помнит. После того как дети научились свободно придумывать собственные концовки сказок я перешла к следующему этапу продолжить сказку, начатую воспитателем. Воспитатель рассказывал сказку до того места, действие приходит к напряжённому переломному моменту, далее сказку продолжали дети.
Затем детям предложила самостоятельно сочинить сказку с хорошо знакомым сказочным героем, но которая бы отличалась от всех ранее рассказанных. Я использовала два пути: сочинение сказки по названному герою или по предложенной теме. Но эти пути как бы объединяются между собой, там как называя одного героя сказки, мы тем самым определяем и тему и наоборот называя тему, определяем главных действующих лиц сказки. К данному этапу работы дети могли уже давать характеристики главным героям, осмысливать их поступки и действия, чувствовали композиционный характер сказки то есть различали её начало, завязку, линию основного сюжета и концовку, а также правильно использовали приёмы, присущие сказке: повторы, характерные обороты речи «добрый молодец», «жили –были», «вот и сказке конец, а кто слушал –молодец». Сначала сказки сочиненья детьми носили форму рассказов. Придумывание детьми небылиц и нелепиц: «Чего на свете не бывает», «Что я видел», «Приключения маленького Врунгеля». В этой работе я использовала такие приёмы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности. Эти задания способствуют развитию у ребёнка творческого мышления, учат ценить юмор, воспитывают жизнелюбие и оптимизм.