Евгения Сюткина
Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая на логопедическом пункте в детском саду, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше. Анализ современных материалов по проблеме профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста выявил необходимость в проведении направленной профилактической работы по предупреждению или смягчению речевых дефектов у дошкольников.
Публикация «Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. Д. Родари отмечал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и
совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное
развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии :
- создание коммуникативной направленности каждого слова и
высказывания ребёнка;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- совершенствование звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Элементы сказкотерапии :
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, - обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры,
народному фольклору.
- сотрудничество логопеда с детьми и друг
с другом;
Логопедические сказки
Логосказки – целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки входят в систему сказкокоррекции (сказкотерапии, так как в них легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:
Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.);
2. Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
3. Дыхательные и голосовые упражнения.
4. Упражнения на координацию речи с движением.
Логосказки являются дидактическими, так как создаются учителем-
логопедом, с одной стороны, для коррекции и развития психологической базы речи ребенка с нарушениями речи, с другой, для организации учебного материала по воспитанию языковых и коммуникативных способностей.
- Мимические
- Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
- Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
- Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
- Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
- Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы и пособия, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: игрушки, которые одеваются на пальцы ребёнка, игрушки из киндер - сюрприза); различные настольно-печатные пособия объемные ширмы, мини-макеты, перчатки с наклеенными персонажами сказки, сказка на ковролине, маски, карточки с графическими символами, различные видов театров, такие как: с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т. д.). Пальчиковые сказки включаются в занятия по сказкам. Например, после прочтения сказки «Курочка Ряба» можно поиграть так. «Вышла курочка гулять…»(Приложение)
Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. К сказке «Три медведя» упражнение «Утро», Приложение, упражнение к сказке «Теремок» для развития общей моторики и формированию умения расслаблять мышцы по контрасту с напряжением
Упражнения для развития речевого дыхания
- договаривание отдельных слов во фразе;
«Ок, ок, ок, у меня. (колобок).
Ка, ка, ка, нет уже. (колобка).
Ок, ок, ок, лиса съела. (колобок)».
-произнесение отдельных фраз сказочных героев; «Произнеси фразы» (по сказке : «Репка», «Курочка Ряба»).
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:
«Пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая»;
Вышла курочка гулять и горошка поклевать: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!»
-Дыхательно-артикуляционный тренинг «Говорливый ручеек»
Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.
Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам — динь-динь-динь, по корягам — буль-буль-буль, по осоке — ш-ш-ш-ш».
Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность, формирует представления об основных принципах построения связного сообщения (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение). Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей.