Приложение МААМ

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда

Штепа Раиса Алексеевна
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

«Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда»

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской

Р. А. Штепа

Четкая, красивая, грамматически правильная речь – одна из составляющих всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чем успешнее развивается речь ребёнка, тем больше у него возможностей в общении с другими людьми и в познании окружающего мира.

Публикация «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения.

Дети с нарушениями речи в большинстве своём ощущают дискомфорт при общении с окружающими, особенно, когда дефект осознаётся ребёнком. Необходимость постановки нарушенного звука и введения в речь его правильного произнесения становится актуальным. Но такая работа требует усилий, многократного повторения и контроля.

Я как педагог знаю, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начнем с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «давай поиграем». Детям затруднительна монотонная деятельность, к которой они теряют интерес. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.

Поэтому моя цель как педагога – вовлечь в игру по отработке правильного произношения звука, сделать этот процесс максимально доступным для восприятия ребёнком. А достигнуть этого можно с помощью игры.

Игра – один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.

В своей работе я использую игровые приемы и задания направлены не только на автоматизацию звуков речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма. Они помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учимся играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызывать слуховую ассоциацию – («з-з-з» - комарик звенит, «р-р-р» - собака рычит, то слог для дошкольников – весьма абстрактное понятие.

Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую различные игры :

«Бусы», «Пирамидка»

Ребенок перебирает бусинки нанизанные на шнурок и проговаривает слоги. Нанизывает кольца и проговаривает речевой материал.

«Перекатывалки»

Во время произнесения речевого материала дети перекатывают шарики (орешки или каштаны) из руки в руку при этом также проговаривает слоги.

«Су-джок» использую метод Су-Джок нетрадиционная восточная технология оздоровления всего организма. («Су» — кисть, «Джок» — стопа) Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, прокатывая между ладошками шарики у ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

Использование Су–Джок шаров при автоматизации звука в слоге. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, отражено называя заданный слог или слоги. Например, повтори 5 раз слог за, затем прошу запомни повтори не ошибись (ЗА –ЗО- ЗУ-ЗЫ) и т. д.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до появления ощущения тепла. Ребёнок поочерёдно прокатывает массажное колечко по пальцу, одновременно отрабатывая речевой материал. Например, автоматизация звука [ш] в слогах.

На правой руке: надевая на каждый палец поочередно произносит слоги ша-ша-ша 5 раз.

На левой руке: надевая на каждый палец поочередно произносит слоги шо-шо-шо 5 раз.

Массаж очень полезен и эффективен. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук.

«Песенка», «Пианино»

Ребенок поёт знакомую песенку, используя вместо слов отрабатываемые звуки и слоги. Или играет на «пианино» пальчиками и пропевает мелодию с помощью отрабатываемых слогов.

«Тихо-громко»

Ребенок проходит дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, на большой фигуре говорит отрабатываемые слоги громко на маленькой – тихо.

«Топатушка-слоник»

Сегодня внимание детей привлекают экраны компьютеров и телевизоров, а им очень не хватает живой игры, в которой ребенок может сам создавать сюжеты и управлять персонажами непосредственно своими пальчиками.

«Театр озорных зверят» дает детям такую возможность. Это действительно развивающие и обучающие игрушки. Персонажи детского театра – зверята, которые «оживают» при незначительном движении руки. Достаточно поместить пальцы в игрушку и немного ими пошевелить, как озорной герой тут же готов играть.

А еще Озорные зверята – это уникальный материал для развития у детей воображения, мышления и образной речи, активизирующий познавательные процессы, улучшающий функционирование мелкой моторики подрастающих ребят, участвующий в формировании у них умений управлять своими движениями!

Игра «Знакомство»

Наденьте Топотушу на пальчики и поместите игрушку у себя на ладошке второй руки. Покажите ребенку, кто у вас спрятался. Пусть Слоненок оживет в ваших руках: попрыгает или поднимет

свой хобот. После таких манипуляций с игрушкой у ребенка появится желание самому поиграть со Слоненком. Теперь можно показать малышу, как надевается тренажер, и как с ним можно играть.

Игра «Прошагай»

Ребенку следует выполнить задание: прошагай от нижнего левого угла в правый верхний угол, при этом проговаривая слоги ла-ла-ла-ла-ла

Игра футбол

В игре могут участвовать несколько детей. Передавая мяч от одного ребенка к другому ребенок произносит определенный слог.

Что такое твистер

Поле из цветных кружочков Они могут быть нарисованы

цветными фломастерами, вырезаны из цветной бумаги или распечатаны на цветном принтере.

(укрепляет пальцы рук, способствует развитию внимания и координации)

«Игра «Пальчиковый Твистер»

Предложите ребенку поиграть со Слоненком. Передвигаясь по цветным кружочкам, дети произносят отработанный слог.

«Машинка»

Печатаем машинку и дорогу, вырезаем у бумажной машинки одно окошко, ламинируем. Когда машинка едет по дороге встречает пассажиров (буквы, я предлагаю прокатить букву, при этом автоматизируем полученный

«Пчёлка»

Подлетая к каждому цветку, ребенок произносит слог, можно немного изменить правила игры звуки подружились, получились слоги.

«Гусеница»

Проговаривая слоги с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на части тела гусеницы, сколько частей, столько раз нужно повторить слог.

«Кубики», «Стукалки», «Часики»

Ребенок бросает кубик, выпавшая цифра показывает сколько раз повторить слог или слово.

«Часики».

Проговорить столько раз, сколько стрелка покажет на циферблате.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников. способствует подготовке к обучению в школе, их успешной адаптации к образовательному процессу, развитию положительных личностных качеств.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Лэпбук» в работе учителя-логопеда В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Игровые приемы в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Учитель-логопед: Паунькина С. В. Здоровье – это самое ценное,.

Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР» Инновационный.

Приемы автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда. Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную.

Видео о приемах автоматизации звуков в коррекционной работе учителя-логопеда «Звук [М]. Буква «М» Игры с песком, логопедическая игра «Ходилки» Видео фронтального коррекционного занятия в старшей группе детского сада: "Звук М. Буква.

Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда. Количество детей с нарушениями.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» Изменяющиеся условия воспитательно-образовательной деятельности, диктуют необходимость использовать в работе новые средства обучения, развития.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 1 июля 2019 в 20:21
+117Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Штепа Раиса Алексеевна (УИ 230180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД