Наталья Рудь
Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед : Рудь Н. А.
“Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В. А. Сухомлинский
Я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР. В настоящее время я уделяю пристальное внимание дидактической игре. Видь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, более содержательны и полноценны отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Этому нужно обучать специально в занимательной игровой форме. Дидактическая игра как раз и является способом обучения и развития всей речевой функции ребенка и в частности развитием фонематического слуха и зрительного восприятия у детей с ОНР.
Публикация «Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата. В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения.
Специально подобранные и созданные мною дидактические игры по развитию фонематического слуха и зрительного восприятия для детей с ОНР обеспечивают развитие на высоком уровне фонематического слуха, что предупреждает появление дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения целыми словами. Создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словестно-зрительное, но двигательное ознакомление со словами, звуком, буквой. Развивают различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны дошкольного образовательного учреждения.
Я, как педагог дошкольного образовательного учреждения, в своей работе стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей, ищу новые современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Особое внимание хотелось бы уделить одной из самых традиционных, с одной стороны, инновационных, с другой, форм работы с родителями - это родительское собрание. Так как именно на собраниях есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методам воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Родительское собрание в последнее время приобретают все более современные виды. Я, пытаюсь построить общение с родителями в виде диалога. Такой подход требует более тщательной и длительной подготовки. Но результат превзошел все ожидания. Все родительские собрания я стала проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок с чаепитием и т. д.
В своей работе я стараюсь вовлекать родителей в непосредственный образовательный процесс. Успех в воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях во многом зависит от того, как организовано взаимодействие с родителями. И основной целью этого взаимодействия мы видим установление доверительных отношений между детьми и родителями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Предлагаю несколько дидактических игр.
1. Игра с родителями «Найди лишний слог»
Цель игры: закрепление навыков фонематического слуха.
Описание игры:
Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба). Затем слоговые ряды усложняются, например:
Ка-га-ка-ка
Ва-ва-фа-ва
Са-са-зы-са
2. Игра с родителями "Волшебные кубики"
Цель игры: Закрепление навыков фонематического анализа, умение детей выделять первый и последний звук в слове.
Описание игры: Вариант 1
На гранях кубика есть карманчики куда помещаются картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной. Дети рассматривают картинки на своем кубике и подбирают картинку на кубике на последний звук предыдущего слова. Дети составляют цепочки из кубиков, выделяют первый и последний звук в словах.
Телефон – нитки – игрушки – индеец
Роза – автобус – стул – лист – торт – трактор – рыба
Мяч – чайник – конь – нитки – игрушки
Гриб – батон – нитки – иголка
Также можно поиграть с "Волшебными кубиками"
- Д/И "Раздели слова на слоги"
Цель игры: закрепить умение детей о делении слов на слоги. Описание игры:
Описание игры: Вариант 2.
На кубиках есть кармашки куда помещаются картинки где нарисованы бабочки, если один слог то одна бабочка, два слога две бабочки и тд. Ребенок бросает кубик и подбирает слово сколько слогов на картинки.
3. Игра с родителями с мячом "Придумай слово".
Цель игры: закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове.
Описание игры:
Взрослый бросаем мяч ребенку и назвать слово (трава, ребенок должен придумать слово на последний звук "А" (арбуз) и бросить мяч обратно и т. д.
4. Игра с родителями «Не ошибись».
Описание игры"
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Шапка». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Сяпка – фапка – шапка – жапка – зяпка - шапка». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.
Необходимо подчеркнуть, что начинать нужно со слов простых пол звуковому составу,
Постепенно переходя к более сложному.
Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.
- В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
- Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
5. Игра с родителями "Рыболов"
Цель игры: нахождение звуков в названиях предметов по картинке, автоматизация звука.
Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру, коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание игры: По очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например "С", его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.