Папки-передвижки

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста»

Боцулко Оксана
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям. ( Приложение: «Варианты проведения организационных моментов занятия»).

Публикация «Консультация логопеда „Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и индивидуально. На логопункте предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому использую игры и упражнения по развитию речи. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал. ( Приложение: «Дидактические игры по темам»). А также использую дидактические игры, сделанные своими руками, кукольный и пальчиковые театры, логопедические куклы : Колобок – желтый бок, Душечка – Марфушечка (с двойным лицом) и др. Особенно дети любят Царевну – Лягушку (особенность этого пособия заключается в том, что дети могут самостоятельно “управлять” языком этой игрушки, так как язык сшит по принципу широкой варежки). Это позволяет детям:

• легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении необходимого звука;

выработать ловкость и умение управлять своим языком;

• самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений;

• повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастике;

• сократить сроки подготовительного этапа;

• воспитывать уверенность;

• развивать память, внимание, самоконтроль и заинтересованность в достижении конечного результата.

«Сухое» объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы для детей. Поэтому артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Образцы артикуляции звуков, даваемые детям, доступны их пониманию и соответствуют действительности. «Песенки» связываются со зрительными картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства. Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые произносятся кратко, четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала. Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:

• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

• развивать общую и мелкую моторику;

• развивать глазодвигательные функции;

• формировать графомоторные навыки;

• формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);

• оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;

• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:

• чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,

• расположение материала вблизи и вдали,

• частая смена динамических поз,

работа в движении.

Занятия часто начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. (Приложение). Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.

При чтении и рассказывании художественных произведений логопед может использовать такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов — этических оценок поступков героев;

3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;

4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

В логопедической работе следует применять и использовать приёмы : игровые, наглядные, словесные.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

> рассматривание;

> наблюдение;

> экскурсия;

> образец логопеда;

> показ логопеда.

Словесный метод включает в себя:

> беседу;

> рассказ, искусствоведческий рассказ;

> использование образцов педагога;

> художественное слово.

Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.

В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками», произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам», произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Из словесных приемов можно выделить следующие: словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи.

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей, слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому лучше всего объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря колоративной лексикой. Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, можно использовать игровой прием “Пианино”. В индивидуальной тетради ребенка записать чистоговорку, набросать рисунок к ней и нарисовать пять “клавиш”. Ребенок, четко артикулируя, неоднократно произносит чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. А затем, во время выполнения домашнего задания, раскрашивает и “клавиши”, и рисунок.

Использую игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, “компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах, включением в занятия игр - сказок, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса.

Опыт показывает, что использование игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей, а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.

Публикации по теме:

Консультация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» .

Логопед. Игровые приёмы в работе с детьми «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических.

Педагогические приёмы в работе с детьми дошкольного возраста В работе с детьми, в первую очередь, ценю индивидуальность каждого ребенка, ищу подходы к нему, пробуя те или иные педагогические приемы.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Игровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возрастаИгровые технологии в работе учителя — дефектолога с детьми раннего возраста Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.

Игры, используемые при обучении грамоте с детьми старшего дошкольного возраста На протяжении дошкольного детства ребенок играет. Педагог использует разнообразные игровые приёмы, направленные на усвоение учебного материала.

Использование лэпбука с детьми дошкольного возраста в работе педагога-психолога В настоящее время дошкольники демонстрируют нелюбовь к выполнению трудных заданий и избегание их выполнения. С другой стороны, современный.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе логопеда» С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми 2–3 лет» Одной из здоровьесберегающих технологий, которую я использую в работе с детьми 2-3 лет - это дыхательная гимнастика. Польза такого вида.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста В условиях работы логопедического пункта в занятия с детьми старшего дошкольного возраста включаю элементы здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 августа 2019 в 11:29
+137Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Боцулко Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД