Татьяна Будникова
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной категории детей, проведении систематических занятий и поиска наиболее эффективного пути обучения.
У большинства детей с речевыми дефектами имеются проблемы в развитии высших психических функций: внимания, памяти, восприятия. В той или иной степени присутствует нарушение мыслительной деятельности, недоразвитие моторных и сенсорных функций, пространственных представлений. Дети с трудом усваивают новую для них информацию. У ребят, как правило, снижена работоспособность, интерес к обучению и повышена утомляемость.
Публикация «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Известно, что использование в коррекционно – развивающей работе различных нетрадиционных методов и приёмов позволяет предотвратить утомление детей, помогает повысить интерес к занятию и эффективность логопедической работы в целом.
ИКТ – это новая ступень в образовательном процессе, открывающая возможность совершенно новых методов преподавания, обучения и коррекции.
Так использование ИКТ на логопедических занятиях не только повышает мотивационную готовность к обучению, но и позволяет добиваться устойчивого внимания детей, поддерживает интерес на протяжении всего занятия и делает процесс обучения интересным, увлекательным и развивающим. Немаловажным является и то, что применение ИКТ способствует включению в работу всех анализаторных систем ребёнка.
В основу использования ИКТ в специальной педагогике, положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, Г. Я. Гальпериным, А. Р. Лурия, Д. Э. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. учёными.
Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими отклонения в развитии, строится на использовании специализированных и адаптированных под разные категории детей программ. Это могут быть диагностические, развивающие, обучающие компьютерные программы, различные игры, аудиозаписи, видеоролики, презентации и многое другое. [/i]
Так в чём же ценность и преимущество использование ИКТ на логопедических занятиях:
- повышение мотивационной готовности к обучению;
- развитие ВПФ: внимания, памяти, мыслительной деятельности;
- совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- активизация всех анализаторных систем ребёнка;
- снижение утомляемости и повышение работоспособности детей на занятии;
- развитие всех сторон речи и формирование личности ребёнка в целом. [/i]
Я использую ИКТ в работе с детьми с целью
- коррекции звукопроизношения;
- совершенствования просодической стороны речи ребёнка;
- обучения фонематическому анализу и синтезу и развитию фонематического восприятия;
- формирования лексико-грамматических категорий;
- развития артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- развития связной речи.
Все занятия с использованием ИКТ строятся с учётом индивидуальных особенностей детей и их возможностей. Задания предъявляются ребёнку в игровой форме, с переходом от простого к сложному.
Существует ряд обучающих и развивающих компьютерных программ, которые можно использовать в коррекционно – развивающей работе:
1. Программа «Игры для тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи.
2. Программа «Домашний логопед», которую можно использовать для работы над звукопроизношением.
3. Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» - набор заданий для развития звуковой стороны речи.
4. Программа «Учимся читать. Страна Буквария» используется при обучении грамоте детей, способствует развитию всех сторон речи детей.
5. Игры – тренажёры: «Учимся читать», «Скоро в школу», «Баба- Яга учится читать» и др.
6. Развивающие игры на портале «Мерсибо».
В заключении, хочется отметить, что ИКТ сделали нашу работу, работу учителя – логопеда, более продуктивной и эффективной в формировании правильной речи детей и коррекции её недостатков.
Желаю вам успехов!