Папки-передвижки

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда

Ирина Лупашку
Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками.

Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми.

Задачи:

• Познакомить с особенностями инновационной технологии - мнемотехника, этапами работы с мнемотаблицами.

• Ознакомить с возможностью применения мнемотехники в логопедической работе.

Публикация «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах

• Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость:

Мнемотехника может быть интересна педагогам, работающим с детьми.

Прогнозируемый результат:

• Получение педагогами представления о методике заучивания речевого материала с использованием мнемотаблиц.

• Внедрение педагогами в образовательной деятельности инновационных технологий.

Нарушение речи у детей достаточно распространенное явление. Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения звукопроизношения, недоразвитие лексико - грамматического строя речи и связной речи. Дети иногда не могут сформулировать вопрос или дать ответ, не могут толком рассказать о себе. Их высказывания отличаются отсутствием точности, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Как правило речевая активность у детей с ОНР снижена. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

Кроме речевых особенностей у детей с ОНР недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание, не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Дошкольнику надо помогать запоминать новую информацию, его надо учить контролировать правильность запоминания. Для этого к устной информации требуется прикрепить вспомогательное средство - зрительный образ, символ, рисунок. Одной из эффективных коррекционных методик запоминания является — мнемотехника.

Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.

(Показ презентации).

Мнемотаблицы в логопедической работе можно использовать для:

1. Для обучения грамоте: запоминание образа буквы и различения понятий «звук» - «буква».

2. Для формирования фонетической стороны речи: символы звуков, схема характеристики звука.

3. Развития мимической и артикуляционной моторики.

4. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в чистоговорках, стихах, потешках, закличках, скороговорках, считалках.

5. Обогащения словарного запаса: отгадывание загадок.

6. Формирования грамматического строя речи.

Например: для изменения слов по падежам.

Именительный падеж – Что это? –)

Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)

Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат)

Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка)

Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)

Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)

7. Для развития связной речи: схемы предлогов, схемы предложений, мнемотаблицы описательных рассказов по лексическим темам, цепочки пересказов.

8. Развития памяти и внимания: заучивание различного речевого материала.

9. Самостоятельное составление мнемосхем.

Использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность в своих силах и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Работа с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение. Во время работы с мнемотаблицами работают три анализатора: зрительный, слуховой, тактильный (не всегда).

Приблизительные этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Вопросы по содержанию стихотворения.

3. Чтение каждой строки стихотворения с опорой на мнемотаблицу (самостоятельное составление таблицы).

4. Повторение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Практическое задание:

Составить мнемотаблицу к стихотворению. Н. Нищева «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Список литературы

1. Белоусова Л. Е. «Выучить стихи? Это просто!»: для детей 5-7лет - СПб: Литера, 2009. - 32с. - (Серия Готовимся к школе).

2. Бардышева Т. Ю. «Скованные одной целью». Рассказы цепной структуры. Для детей 5-7 лет. Издательский дом «Карапуз», 2003 – 19с.

3. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи»: для детей 4 – 6 лет - СПБ, Литера, 2008 - 64с.

4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» — СПб: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2009. — 64 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование Су-Джок терапии в работе учителя-логопеда Су-Джок терапия в работе логопеда. Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению.

Технология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECSТехнология альтернативной коммуникации в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Альбом с карточками PECS Применение в коррекционной деятельности данной системы, направлено на достижение основной цели - организации взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с ТНР Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача.

Презентация «Использование изографического моделирования в работе учителя-логопеда» Я использую графические модели, которые выполняет сам ребенок в заданном коррекционном контексте (рисунок- схема рассказа, сказки, сложных.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Здоровьесберегающие технологии. Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда Использование дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда. В современном обществе, в 21 веке, предъявляются новые, более.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 31 октября 2018 в 23:49
+471Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лупашку (УИ 7372) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 140.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД