Олеся Маслакова
Сказкотерапия как метод коррекции психоэмоциональных состояний детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – направление практической психологии, метод, который использует сказку для решения проблем и задач в области воспитания и коррекции психоэмоционального состояния дошкольников. Дошкольный возраст наиболее благоприятный с психологической точки зрения для коррекции психоэмоционального состояния, так как в данный период происходит становление эмоциональной сферы личности.
Публикация «Сказкотерапия как метод коррекции психоэмоциональных состояний детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня замечается тенденция активного использования метода сказкотерапии, к которому обращаются все больше специалистов: психологи, врачи, дефектологи, педагоги.
Ребенок, многократно проживая события сказки, косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт. Сказкотерапия выступает, в данном случае, в виде посредника в налаживании связи между сказочными событиями и поведением ребенка в реальной жизни. Целостное развитие личности ребенка, забота о его душе – основной принцип этого метода. Сказка не только учит, но и лечит.
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью разных видов сказок. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой предложена одна из известных классификаций сказок.
1. Художественные сказки приближены к обычному фольклору, универсальны по своей сути и повествуют об общих проблемах, свойственных всем детям и взрослым. Авторские, народные, собирательные истории, легенды и мифы – все они предназначены для поддерживающей работы.
2. Коррекционные сказки, исходя из своего названия, ориентированы на мягкую коррекцию неадаптивных черт характера и неэффективных моделей поведения. Этот вид сказок пишется по определенному алгоритму, включающему обязательный урок, который требуется донести до адресата.
3. Терапевтические сказки помогают узнать о проблемах и страхах ребенка. Они не имеют четкой структуры, но все же нацелены на появление инсайта, то есть преодоление страха, тревожности или жадности, боязни темноты, собак и т. д. Такие сказки более универсальные, чем коррекционные, и не нуждаются в индивидуальной адаптации, так как ребенку, с которым проводится работа, намного проще идентифицировать себя с главным героем.
4. Медитативные сказки – самые умиротворяющие сказки, характеризующиеся отсутствием конфликтов, злых героев и нерешенных проблем. Их основная цель – помочь ребенку расслабиться, прийти в себя и набраться сил. В роли таких сказок могут выступать колыбельные или истории, направленные на скрытые потребности. Сюжет вполне может меняться, дополняться самим адресатом или идти по проторенной колее.
5. Дидактические сказки – обучающие истории, которые рассказываются для того, чтобы научить чему-то новому. При работе с ребенком, для каждой проблемы, психолог подбирает определенную сказку, либо сочиняет ее специально под конкретный случай.
В работе с детьми, психотерапевтические сказки чаще всего применяется для: устранения состояния тревожности и страхов; снижения уровня агрессивности; развития эмоциональной саморегуляции; установления положительных взаимоотношений с другими детьми.
Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка, на его психику и осознание. Сказки, предлагаемые для чтения детям дошкольного возраста, должны сопровождаться иллюстрациями. Также одним из главных условий рассказа сказки является эмоциональное отношение взрослого. Он должен выражать искренние чувства и эмоции. Во время чтения или рассказа, педагог должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо и наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Эти формы проявления чувств дополнят и усилят впечатления от прочтения. Особенный всплеск эмоций у детей обычно вызывает общение персонажа сказки с ними, когда главный герой сказки ищет у детей поддержки или просит совета. В этой ситуации педагог от лица героя сказки преобразовывает сложные ситуации в педагогические задачи, подводит к решению проблемы. После чтения (рассказывания) педагог проводит обсуждение сказки, которая поможет детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания.
Планируя вопросы для беседы, педагог должен стремиться помочь ребенку разобраться в образе и помочь ему сформулировать и высказать свое мнение, отношение к нему. Вместе с детьми нужно обсудить героев сказки, их особенности, характеры. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, эмпатию, возможно получиться провести параллель с собственными ситуациями из жизни. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям может быть не только выявлено, но и изменено под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога. Очень важный момент в том, чтобы сказка закрепилась не только в подсознании но и на сознательном уровне, ее нужно закрепить/проявить – нарисовать, слепить из пластилина, потому что у детей наглядно-образное мышление, им будет легче запомнить сказку с помощью рисунка или поделки, таким образом они смогут «присвоить» сказку себе. Детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т. д., взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и т. д.
Сказка помогает обогатить знания детей, передать знания, уточнить доступную информацию о явлениях окружающего мира; сказка учит дошкольников смотреть на окружающий мир, находить ответы на многие вопросы и помогают развивать познавательный интерес; сказка создает эмоциональное и значимое отношение к различным аспектам реальности. Это способствует развитию моральных идей уважения и любви к окружающему миру.