Надежда Краковская
Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».
Вид проекта : ролево-игровой, образовательный, среднесрочный.
Сроки реализации проекта : 02.11.2020г. -30.11.2020г.
Исполнители проекта и основные участники:
• Дети средней логопедической группы №4
• Воспитатели группы : Краковская Н. А., Шлейгер Е. С.
Публикация «Проект в средней группе „Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
• Родители воспитанников
Актуальность проекта.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказами).
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.
Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет
мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая
при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным
и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также
одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или
иные эмоциональные и поведенческие затруднения.
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая собственное развитие личности.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
-формирование практических навыков и умений двигательного воображения.
Развивающие :
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
-развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
-совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к сказкам;
-воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Ожидаемые результаты:
• формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
• формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
• развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, игровой);
• выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
• овладение навыками публичных выступлений;
• формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
• формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
• повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Проект осуществлялся в течение месяца, включал в себя следующие этапы:
1. Овладение основами применения сказкотерапии :
- изучение научной литературы;
- изучение опыта других педагогов по данному направлению.
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод: метод сказкотерапии - является эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогает им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
2. Работа с родителями:
-Разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности», «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника»;
-рисуем любимую сказку.
-изготовление театральной ширмы для группы.
3. Работа с детьми:
- Опрос «Твоя любимая сказка»,
- «Слушаем сказку»,
- «Рассказываем сказку»,
- «Рисуем любимую сказку».
- «Показываем сказку».
Реализация проекта проходила через разные виды деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Сюжетно-ролевые игры: "Театр", "Играем в сказку".
2. Беседы по серии картинок «Воспитываем сказкой».
3. Дидактические игры: «Назови ласково», «Узнай по отрывку», «Отгадай по картинке», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Продолжи сказку», «Собери сказку из частей», «Какое настроение у сказочного героя», «Путаница».
4. Оформление выставки рисунков совместно с родителями «Моя любимая сказка».
5. Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам — инсценировки сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» (настольный, пальчиковый, кукольный, маски-шапочки, драматизация).
6. Беседы о доброте и взаимовыручке.
Образовательная область «Речевое развитие».
- Учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
- Продолжать работу над развитием связной речи.
-Учить отвечать на вопросы.
-Продолжать заниматься артикуляционной и дыхательной гимнастикой.
-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
-Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность
-Пересказ сказки «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка».
-Составление рассказа «Почему я люблю сказку», «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
-Придумывание своих сказок.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи:
- Развивать добрые, нежные чувства друг к другу.
- Учить называть правила поведения в театре, кинотеатре.
- Воспитывать культуру поведения.
- Обогатить знания о правилах безопасности в общественных местах.
1. Беседы: «Правила поведения в общественных местах», «Как я веду себя в театре», «Что можно и что нельзя».
2. Просмотры видеосюжетов о правилах безопасности дома и на улице.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
1. Прослушивание аудио-сказок, мелодий подходящих к разным животным, разучивание ролей.
2. Игра на музыкальных инструментах: дети подбирали музыкальное сопровождение к персонажам сказок.
3. Продуктивная деятельность. Раскрашивание любимых героев сказок «Колобок», «Курочка ряба», аппликация «Курочка ряба», лепка «Колобок».
4. Чтение художественной литературы: (русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Зимовье зверей», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», украинская народная сказка «Рукавичка»).
5. Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций к сказкам. Знакомство с творчеством В. М. Васнецова.
6. Выставка книг «Мои любимые сказки».
Конструирование на тему:
«Дом для Маши», «Теремок», «Мебель для трех медведей».
Образовательная область «Физическое развитие».
Проведение подвижных игр «У медведя во бору», «Заяц и волк»,
«Заяц серенький сидит», «Хитрая лиса».
Формы подведения итогов реализации проекта : драматизация сказки «Теремок» и презентация её родителям к празднику День матери.
Заключение.
По окончанию проекта, мы увидели, что уровень детской тревожности значительно снизился, дети стали более активно вступать в контакт и непринужденно вести беседу, обогатился активный словарь, более высокого уровня развития достигла связная речь.
Родители, в свою очередь, помимо вышесказанных изменений, отметили, что у дошкольников возрос интерес к русским народным сказкам.