ВИКТОРИЯ БУБНООВКА
Логоритмика на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Особенность упражнений логопедической ритмики, которые я провожу с детьми, в том, что одновременно сочетаю движения, музыку и произнесение слов детьми. Я применяю картотеку игр и упражнений по логопедической ритмике, которые позволяют развивать речь, артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику детей, координацию движений, способствуют повышению мышечного тонуса.
Упражнения, которые я применяю в своей работе, можно разделить на несколько групп. Так, например, это ходьба в различных направлениях. Дети учатся координировать движения рук и ног, ориентироваться в пространстве, выполнять словесную инструкцию. Другую группу составляют игры и упражнения, которые развивают у детей способность управлять своей мышечной системной, расслаблять и направлять мышцы произвольно. В отдельную группу входят пальчиковые игры, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей. Также применяем упражнения на развитие мимики, речи и артикуляции.
Большинство упражнений логопедической ритмики, которые я провожу с детьми, сопровождаю прослушиванием музыкальных композиций. Подбираю детские песенки и мелодии, которые вызывают интерес у детей. Для ритмичных движений подбираем бодрую, быструю музыку, а для медленных – более плавную музыку. Каждая музыкальная композиция соответствует характеру упражнения логопедической ритмики. Я сформировала картотеку музыкальных композиций по логопедической ритмике, в ней представлены композиции для детей всех возрастов – от младшего до старшего дошкольного возраста.
На занятиях по логопедической ритмике я предлагаю детям выполнять разные виды движений – разные способы ходьбы, прыжки, игры и общие развивающие упражнения. Когда дети выполняют движения, они при этом произносят слова. Например, педагог читает детям стихотворение о лесных зверях, дети повторяют его и выполняют движения: «По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом…» (дети ходят на внешней стороне стопы, «Вот ползет, вот ползет мишка толстопятый» (дети ползают по-медвежьи).
В работе по логопедической ритмике мы применяем наглядный, словесный и практический метод. Наглядный метод проявляется в том, что я показываю детям, как нужно правильно выполнять движения, физические упражнения. Кроме того, показываем детям плакаты и картинки, которые помогают им представить образ, который они изображают (например, мишку или зайчика).
Словесные методы состоят в том, что я объясняю детям, как нужно выполнять движения, чтобы это было эффективно. К словесным методам относятся словесное указание, объяснение, беседа, а также сигналы, распоряжения и команды.
Практический метод включает в себя проверку того, научились ли дети правильно выполнять упражнения логопедической ритмики.
Продолжительность занятий по логопедической ритмике зависит от возраста детей. Так, в средней группе мы проводим занятия по 15-20 минут, в старшей группе – по 20-25 минут, а в подготовительной группе длительность занятия достигает уже 30 минут.
В подготовительной части занятия, которая обычно длится 3-6 минут, проводим упражнения на регулировку мышечного тонуса, координацию движений. В основной части – упражнения на развитие артикуляции, голоса, дыхания, подвижные игры, упражнения на координацию пения и речи с движениями и др. Заключительная часть занятия состоит из упражнений, которые помогают восстановить дыхание, устранить мышечное напряжение, успокоиться.
В моей практике музыкального руководителя особое значение имеют упражнения логопедической ритмики на развитие дыхания, мелкой моторики, ритмических способностей, речевого аппарата, мимики. Например, в целях формирования чередующегося ритма движений дошкольнику предлагается повторить серию движений в заданной последовательности (к примеру, хлопнуть, топнуть ногой, ударить в ладоши). Также, например, в целях развития мелкой моторики, координации движений проводится упражнение, в ходе которого педагог читает стихотворение, а ребенок выполняет движения, которые встречаются в стихотворении.
Можно сделать вывод, что логопедическая ритмика в дошкольном образовании является эффективным средством для решения сразу нескольких задач, в том числе физического развития детей. Подбор упражнений логопедической ритмики осуществляется в тесном контакте учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, так как именно двигательная активность, речь и музыка являются неотъемлемой частью занятий по логопедической ритмике.