Ирина Жирова
Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Научить детей правильной и выразительной речи как устной, так и письменной - сложная задача, требующая комплексного подхода.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- ОНР, нарушение речи
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Именно поэтому перед нами, педагогами, возникла проблема поиска эффективных способов, средств и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими недостатки в речевом развитии.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, хорошо зарекомендовала себя тряпичная кукла.
Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Несмотря на обилие современных игрушек, которые предлагают торговые центры, народная самодельная кукла не теряет своей актуальности. С ее помощью ребенок не только учится игре, но и развивает фантазию, изучает старинные традиции.
Каждая кукла - это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Кроме того, народная кукла может служить отличным средством для изучения народного костюма. И, самое главное, народные куклы активно побуждают детей к различным играм, требующим их живого участия.
С поступлением ребё нка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Адаптация детей с ОНР в детском саду всегда была и остается наиболее сложным периодом для ребенка, родителей и педагогов.
Что же делать и как помочь в этот период ребенку?
После изучения множество специальной литературы мы пришли к выводу, что использование народной тряпичной куклы в период адаптации детей с ОНР к группе и в дальнейшей коррекционной работе наиболее эффективно. Ведь куклы помогают ребенку находить выход из трудных ситуаций, при этом, делают это мягко и не навязчиво. Маленькая кукла, внезапно появляющаяся из кармана педагога, вызывает у ребёнка улыбку, отвлекает его от невеселых мыслей, дарит волшебство. Она не требует особых затрат, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость.
Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Кукла позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи учителя-логопеда, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью ею коррекции.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Речь один из видов коммуникативной деятельности человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638435026.jpg)
Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Под речью понимают как процесс говорения речевую деятельность так и его результат речевые произведения фиксируемые памятью или письмом](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638435348.jpg)
Тряпичную куклу можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях, а также при оказании консультативной помощи детям и их родителям. Также дети могут использовать тряпичных кукол и в самостоятельной игровой деятельности.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Научить детей правильной и выразительной речи как устной так и письменной сложная задача требующая комплексного подхода](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638435642.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Темочки Консультации для педагогов и воспитателей Куклы обереги](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638435698.jpg)
Мы создали для работы своих тряпичных кукол. Делали их бережно, с любовью, на радость детям. В руках педагога куклы буквально «оживают» : разговаривают, выполняют телодвижения. Дети непроизвольно начинают с ними общаться, повторяют за ними звуки, слова, фразы, выполняют их задания. Каждая из кукол является не только игрушкой - забавой, но и несет определенное смысловое значение, выступает в роли сигнала к определенному действию, является ярким дидактическим материалом.
Тряпичные куклы помогают наладить доверие детей к воспитателю, снять у ребенка эмоциональное напряжение; организовать эмоциональное общение в системе педагог – ребенок, ребенок – ребенок; стабилизировать аппетит, сон, настроение ребенка, активность в игре, речевую активность в более короткие сроки.
При работе с детьми, имеющие общее недоразвитие речи, мы используем тряпичные куклы перевертыши «Девка-Бабка», «Мамка-папка». Кукла-перевертыш-это особая игровая народная кукла. Она отличается тем, что в одной кукле сразу два персонажа. Сверху один, перевертыш – будет другой.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Народные тряпичные куклы ОНР нарушение речи Русская народная культура фольклор Темочки век век компьютерных технологий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436003.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 У детей казалось бы есть все для их развития компьютеры телефоны телевизоры но почему то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436025.jpg)
Игры и упражнения с этими куклами направлены на развитие у детей фонематического слуха и моторики пальцев рук, развитие навыка словообразования и правильного употребления предлогов "Мой, моя, моё, мои", образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
Тряпичную куклу «Зайчик на пальчик» педагоги применяют при обучении детей и закрепление понимания и употребления предлогов.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436090.jpg)
Тряпичную куклу «Хороводницу» педагог использует при работе с детьми над автоматизацией звуков, развития мелкой моторики, при работе с ребенком над интонацией и силой голоса.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436149.jpg)
Для работы с тряпичной куклой «Пеленашкой» подобраны упражнения для формирования у ребенка диафрагмального дыхания, для работы над плавностью и методикой речи. Такие упражнения особенно подходят для работы с детьми, страдающими заиканием. Активно используются игры на развитие фонематического слуха, умение различать шепотную речь, концентрирование слухового внимания.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Именно поэтому перед нами педагогами возникла проблема поиска эффективных способов средств и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста имеющими недостатки в речевом развитии](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436200.jpg)
Для развитие фонематического слуха, слухового внимания, используем тряпичную куклу «Колокольчик», а для постановки звука «р» и артикуляционной гимнастики - куклу «Лошадку».
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 В работе с детьми имеющими речевые нарушения хорошо зарекомендовала себя тряпичная кукла](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436248.jpg)
Русская народная кукла «Кубышка-травница» способствует развитию речевого дыхания. Ребёнок вдыхает и выдыхает аромат целебных трав, при этом учится дифференцировать носовой вдох и ротовой выдох. У «Кубышки- травницы» имеется несколько разных мешочков с разными трявянными сборами, ребенок вдыхая их аромат может определить, что находится в данном мешочке (трава-мята, апельсиновые корочки, семена укропа, сушеная клубника, лавровые листья и т. д).
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Народные куклы зародились еще в глубокой древности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436455.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Они являлись символами счастья добра благополучия и продолжения рода](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436338.jpg)
Использование русской народной куклы «Зерновушки» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Кукла «Зерновушка» имеет тоже несколько мешочков, которые наполнены разными крупами, ребенок на ощупь учиться определять, какая крупа там находится.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436483.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 И даже через много много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1044200-1638436364.jpg)
Все эти замечательные куклы изготовлены из экологически чистых материалов. Таких народных кукол не купить в магазине. Такие куклы сохраняют энергетику человека, который их изготовил.
Использование народной тряпичной куклы в значительной степени помогает смягчить течение адаптационного периода, обеспечивает внутреннее эмоциональное благополучие воспитанника с ОНР.
Играя тряпичной куклой, ребенок не боится ошибиться, он раскрепощается в своих действиях и высказываниях. Благодаря этому у ребенка развивается память, внимание, речь и другие психические процессы, что очень важно для детей с ОНР.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
А традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.