Получи документы

«Путешествие в страну русских народных инструментов». Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

Алла Меньшенина
«Путешествие в страну русских народных инструментов». Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

"Путешествие в страну русских народных инструментов"

ОСОШ№1 структурное подразделение "Детский сад "Гнёздышко" г. Очёр музыкальный руководитель Меньшенина А. В.

Цель: создавать условия для расширения общего и музыкального кругозора детей, приобщение к русской музыкальной истории и культуре.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения русских народных инструментов;

- побуждать интерес к инструментальному творчеству, импровизации, совместной игре;

- формировать навыки исполнительских приёмов на простейших русских народных шумовых инструментах;

- развивать образно-эмоциональное восприятие;

- воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование:

Плюшевый медведь, сундук, шумовые народные инструменты, костюм медведя (взрослый, балалайка, 4 маленьких стола (для размещения пазлов, 4 рамки-основы для пазлов + сами пазлы, столик, накрытый тканью с инструментами для сказки-шумелки, мультимедийное оборудование (проигрыватель, ноутбук и большой экран).

Ход занятия:

Под весёлую русскую народную музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья

Ведущая в русском народном сарафане) поёт приветствие, аккомпанируя себе на бубне:

Здравствуйте, ребятки,

Розовые пятки,

Звонкие соловушки,

Умные головушки.

Ребята, а знаете ли вы о том, что, когда люди здороваются, они желают друг другу доброго здравия, т. е. здоровья. Давайте и мы с вами поздороваемся.

Игра "Я по горенке иду!"

Будем говорить такие слова:

Я по горенке иду ведущий идет, ищет пару

Друга я себе ищу

Вот ты! Хлопает в ладоши с другом 2 раза

Вот я! 2 хлопка в свои ладони

Вот компания моя! кружатся парой под руку "калачик"

Каждый идет выбирать нового друга.

Ведущий: Раньше на Руси люди не только здоровались словами, но

приветствовали друг друга низким поклоном. Давайте сейчас

поздороваемся - поклонимся друг другу.

Ведущая и дети здороваются поклоном.

Ведущий: Как хорошо, что вы ко мне в гости пришли!

А встречаю я вас сегодня не одна, а с Михал Потапычем

(обращает внимание детей на медведя-игрушку, одетого в русскую народную рубашку, сидящего на сундуке).

Вон он на сундуке сидит,

Да на вас всё глядит.

Чтоб расселись вы рядком,

Да послушали сказ его ладком.

А что за сказ то такой?

Звучит лирическая народная музыка.

Ребята, а слышите, музыка играет, народ к себе завлекает?

А давайте узнаем у Михал Потапыча, может он от нас что прячет в сундуке? Заглянем? (Да)

Ну, что ж, сундук открывается, сказ наш начинается!

Ведущая открывает сундук - там музыкальные инструменты.

Ведущая: Мишка сундук свой стережёт.

Чтоб сокровища достать,

Нужно вам загадки разгадать.

Отгаданный музыкальный инструмент достаётся из сундука и выкладывается на столик

Загадки о русских народных инструментах:

1. Птица-свиристелка, звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?

Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,

Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)

2. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий. (Бубен)

3. Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять и немного раскачать,

Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон.» (Колокольчик)

4. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.

Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)

5. На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -

Мелодично и привольно украшают долгий путь. (Бубенцы)

6. Тараторит, словно тётка.

Называется…. (Трещотка)

7. Треугольная доска, а на ней три волоска.

Волосок – тонкий, голосок – звонкий. (Балалайка)

8. Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!

А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.

И весёлые старушки под неё поют частушки. (Гармошка)

9. Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт. (Ложка)

10. Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок пастуший…. (Рожок)

11. А Садко на них играл и душевно напевал,

Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун. (Гусли)

Ведущий: Ребята, посмотрите! Оказывается, вот что Мишка в своём сундуке хранит! А как эти вещи можно назвать одним словом? (Инструменты) Правильно! Да не просто инструменты, а русские народные музыкальные инструменты. А откуда они взялись, как попали в руки к человеку, как стали музыкальными? Чтоб узнать всё это, нужно нам совершить путешествие в далёкое прошлое! Беритесь за руки, в добрый путь!

Ходьба «Змейка»

Под весёлую русскую народную музыку ведущая ведёт детей змейкой по залу, мы приходим ближе к проектору, дети усаживаются, слышны звуки леса.

Презентация «Русские народные инструменты»

Видео со звучанием этих инструментов. Продолжительность презентации: 7-8 минут.

Ведущая после просмотра презентации:

Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы, были догадливы на выдумку. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными.

Ребята, а давайте посмотрим все ли инструменты, которые мы сейчас увидели и услышали, есть у Михал Потапыча в сундуке?

(Дети подходят к столу, где лежат инструменты, выложенные из

сундука медведя: нет, не все. А каких не хватает? Дети смотрят на

экран, вспоминают все инструменты и называют их).

Ах, а как Михал Потапычу хотелось бы собрать большую коллекцию русских народных инструментов. Давайте ему поможем! Соберём инструменты из пазлов и подарим Мише!

Игра «Собери пазлы»

В зале стоят 4 маленьких стола, на них приготовлены пазлы. Детям предлагается выбрать любой стол – таким образом дети разбиваются на команды и собирают пазлы. Дети все вместе рассматривают и ещё раз называют свои инструменты на картинках.

Ведущая: Ребята, теперь у Михал Потапыча большая коллекция русских народных инструментов. Ну, как, Мишенька, доволен ли ты?

(Ведущая «обращается»к медведю, но игрушка исчезла- она незаметно прячется в то время, как дети собирают пазлы).

Ребята, а где же наш Михал Потапыч? Неужто в лес ушёл, пока мы инструменты для него собирали? Миша, Миша, объявись! Миша, Миша, появись! Ребята, давайте вместе позовём Мишеньку!

Дети все вместе зовут Медведя. Затем ведущая приглашает занять места перед экраном и прислушаться.

Музыка (звучит балалайка из-за двери, появляется Медведь (переодетый взрослый музыкант) с балалайкой.

Ведущая: Снова музыка звучит,

Миша к нам сюда спешит…

Медведь: Здравствуйте, ребята!

Ведущая: Ребята, посмотрите!

Михал Потапыч к нам вернулся, да не с пустыми лапами.

Что за инструмент такой он нам принёс?

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Это же балалайка! Как забыла я про балалайку?

А ведь балалайка – символ нашей России-матушки. Михал Потапыч, присаживайся, да расскажи нам про балалаечку русскую!

Медведь: Действительно, балалайка один из символов России. А появилась она на Руси 400 лет назад. Придумали её простые люди – крестьяне. Очень любили с ней выступать скоморохи. Ребята, а вы знаете, кто такие скоморохи? (Ответы детей) Правильно! Скоморохи – уличные артисты да музыканты. Выступали они на ярмарках – веселили народ – так и зарабатывали себе на пропитание. Ребята, посмотрите на инструмент внимательно (Медведь показывает балалайку детям) – какой она формы? (Треугольной). Правильно! Балалайка треугольной формы, у неё 3 струны (Медведь щипает струны по очереди)

Ведущая: Мишенька, а откуда у инструмента такое название – балалайка?

Медведь: Название «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», очень похоже на русские слова балакать, балабонить, балагурить – что значит болтать, пустозвонить. Вот и инструмент такой – шутливый, лёгкий, разговорчивый.

Ведущая: Что ж, балалаечка звенит,

Да народ наш веселит!

Сыграй нам, Мишенька, повесели ребят.

Медведь играет на балалайке

Ведущая: Ребята, давайте поаплодируем Михал Потапычу! Мишенька, спасибо тебе за рассказ твой, да за игру на балалайке! Уважил ты нас! Да и ребята постарались – инструменты для тебя собрали из пазлов - будешь теперь ими любоваться! А сейчас сказка к нам стучится! Будем рассказывать да слушать, а русские народные инструменты помогут нам!

Ребята, выбирайте себе понравившийся инструмент.

Детям предлагается выбрать себе инструмент и занять своё место.

Ребята, пусть каждый из вас назовёт выбранный инструмент.

Дети называют, ведущая повторяет название и дополняет эпитетом:

Звонкий колокольчик, нежные бубенцы, говорливая трещотка, весёлый рубель, заливистая свистулька, раскатистые гусли, громкий треугольник.

Ведущий: Сейчас мы с вами превратимся в музыкантов, будем играть в оркестре русскую народную песню

Михал Потапыч: Вот спасибо вам, ребятки!

Позабавили меня, повеселили.

Но пора уж мне прощаться,

Да в свой домик возвращаться!

Ведущая: Что ж, ребята, заканчивается наше путешествие. Узнали мы сегодня, как появились русские народные инструменты, послушали, как они звучат, сами на них поиграли. Давайте поблагодарим Михал Потапыча за сундук его волшебный, за инструменты русские, да за музыку.

Дети: спасибо!

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группеФотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе Отлично начался учебный год! Вновь реализую полюбившийся в нашем детском саду проект "Оркестр русских народных инструментов" с воспитанниками.

Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе (ноябрь)Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе (ноябрь) В ноябре мы с воспитанниками старшей группы продолжили знакомиться с оркестром русских народных инструментов. Мы закончили изучать семейство.

Интегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное тематическое занятие «Путешествие в Страну доброты и вежливости» для детей старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие в страну русских народных инструментов». Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2025 в 08:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в страну русских народных инструментов». Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алла Меньшенина (УИ 1269041) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД