Ольга Шишова
Сенсорное воспитание детей 2–3 лет (проект по самообразованию: актуальность и предполагаемая работа. …)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры (актуальность проекта и предполагаемая работа по самообразованию).
Особое значение в настоящее время является вопрос о раннем развитии детей. Основным видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность, ловкость, мелкая моторика рук и т. д
Публикация «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет (проект по самообразованию: актуальность и предполагаемая работа, …)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Проекты
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Поэтому с точностью можно сказать что, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста, а также имеет самостоятельное значение, как полноценное восприятие необходимое для успешного обучения и развития ребенка в детском саду.
Сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста – это прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о таких важнейших свойствах предметов как форма, цвет, величина, положение в пространстве, а также запах и вкус. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Основные направления будущей работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет :
1. Формирование практических способов ориентировки.
«поисковая», результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов,
а также формирование системы «взор-рука».Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их. Примеры дидактических игр: «Какой формы?», «Волшебный мешочек», «Найди на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Игры с прищепками» и т. д.
2. Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем он сам называет тот или иной цвет.
Примеры дидактических игр: «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «У кого какое платье», «Листочки для дерева», «Собери маме бусы», «Воздушные шары», «Какого цвета не стало?», «Разноцветные бусы», «Разложи карандаши по коробочками», «Бусы из соленого теста» и т. д.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью. Примеры дидактических игр: «Составь фигуру», «Сложи узор», «Найди такой же», «Какой предмет лишний?», «Из каких фигур состоит?»
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками. Примеры дидактических игр: «Башня», «Что там?», «Сбор фруктов», «Самая длинная, самая короткая», «В какую коробку?», «Дальше-ближе», «Разноцветные кружки» и т. д.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.) Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Примеры дидактических игр: «Оденем куклу», «Покажи, что назову», «Где спрятана игрушка», «Что изменилось?», «Где я?», «Прятки» и т. д.
Ожидаемый результат по сенсорному воспитанию :
• Дети научаться различать основные цвета;
• Познакомятся с величиной и формой предметов;
• У детей сформируются навыки самостоятельной деятельности;
• Воспитается познавательный интерес, любознательность;
• Развитие у детей обследовательских умений и навыков;
• Развитие мелкую моторику рук;
• Повысится уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• Повысится самооценка детей, их уверенность в себе;
• У детей разовьются творческие способности, любознательность, наблюдательность;
• Сплочение детского коллектива.