марина лукьянова
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей ясельного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 2 до 3 лет – важный в развитии психики ребенка.
В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.
Публикация «Отчет по самообразованию „Сенсорное развитие детей ясельного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
В 2014 – 2015 учебном году своей темой для самообразования я выбрала «Сенсорное развитие детей ясельного возраста»
Цель: повышение своего профессионального мастерства, теоритического уровня по развитию сенсорных способностей младших дошкольников.
Задачи:
1. Изучение методической литературы и передовых образовательных технологий по данной теме.
2. Отбор необходимого содержания из дошкольных методик.
3. Развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
4. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталлонов.
Свою работу я начала с изучения методической литературы.
Автор Название литературы Издательство
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка : книга для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1998
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М, ; Мозаика – синтез, 2009
Составитель Н. В. Нищева Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста С-Пб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
Л. И. Павлова, И. В. Маврина Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет М. : Гном и Д, 2002.
Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М. : Издательский дом «Карапуз», 2010
Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию. М. Просвещение, 1983
После отбора необходимого содержания из методик я составила программу кружковой работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников «Игротека».
Содержание программы объединено в 4 тематических блоков. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Для каждой темы подобраны различные задания по трем образовательным областям (ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
Занятия по сенсорному развитию проводятся с дошкольниками 2-3 лет 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 10 минут. Программа рассчитана на 1 год. На занятиях проводятся физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, пальчиковая гимнастика. На каждом занятии предполагается освоение или закрепление детьми теоретических знаний, практических умений и навыков.
На занятиях я старалась создать доброжелательную обстановку. Использовала сюрпризные моменты, стихи, потешки, загадки, песни; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; дидактические игры, игровые упражнения на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики; подвижные игры с речевым сопровождением.
В группе оборудован уголок сенсорики. С помощью родителей были приобретены игры на развитие мелкой моторики : различные виды мозаики, вкладыши, шнуровки, «бусы», пазлы для малышей, деревянный конструктор для маленьких, цветные шарики; настольно-печатные игры «Цвета», «Найди форму», «Урожай».
Мной были изготовлены следующие игры:
• «Ящик с кусочками ткани», которая знакомит детей с различными видами тканей, развивает тактильные ощущения, мелкую моторику.
• «Веселые крышки», которые формируют умение производить откручивание и закручивание крышек.
• «Забавные прищепки» - формируют умение детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развивают мелкую моторику рук.
• «Шумовые цилиндры», в виде улья с пчелами - формировать восприятие и дифференциация шумовых различий.
Так как приоритетным направлением нашего детского сада является реализация системно-деятельностного подхода, то к каждому занятию мной были изготовлены дидактические пособия к играм.
При знакомстве с величиной дидактические пособия, были направлены на сравнение предметов. При знакомстве с понятиями большой – маленький, я использовала такие игры: «Найди мишкам домики», «птички у кормушки», «Большой-маленький», «Найди каждому самолету гараж», «Помоги Маше» и т. д.
При знакомстве с цветом, я использовала следующие игры: «Составь узор», «Подбери одежду для девочек», «Спрячь зайку», «Загони машины в гараж», «Найди тарелки и ложки», «Поезд», «Осенние деревья», «Радуга», «Собери пирамиду» и т. д.
При изучении геометрических фигур мной использовались игры «Собери бусы для мамы», «Разложи фигуры по полочкам», изготовлены из твердого линолеума доски с четырьмя большими и пятью маленькими квадратными и круглыми отверстиями, для игры «Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия» и т. д.
Диагностика усвоения программы моими воспитанниками, а также анализ уровня нервно-психического развития детей, показали, что были достигнуты ощутимые результаты.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»;
2. Продолжить работу по пополнению картотеки дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
3. Продолжить изучение новинок методической литературы.
4. Организовать клуб для родителей для повышения уровня знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.