Кристина Григорян
Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Публикация «Образовательный проект „Сенсорное воспитание детей раннего возраста“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
В моем опыте сенсорного воспитания младших дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:
Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Цвет: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», «С бельевыми прищепками», и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников. Роль дидактических игр и занятий по сенсорике в умственном воспитании детей несомненна.
Тип проекта : игровой, развивающий
Сроки проекта : январь – апрель 2015 г. (среднесрочный)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители I младшей группы.
Актуальность проекта.
В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Новизна проекта :
• применение нетрадиционных форм работы с родителями
(игровой практикум для родителей «Путешествие в страну Сенсорику»);
• использование современных образовательных технологий
(здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированные, игровые)
Проблема: развить у детей правильное представление о предметах (величина, форма, цвет) путём познания окружающего мира.
Цель проекта : систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи проекта :
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;
• Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста;
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Гипотеза проекта : если в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов.
Ожидаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей
первой младшей группы.
Условия реализации проекта : создание предметно-развивающей среды, подбор дидактических пособий и игр для сенсорного развития : «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки», «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и т. п.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
I этап: информационно-аналитический (подготовительный) :
1. Изучение специализированной литературы;
2. Подбор дидактического материала по сенсорному развитию детей раннего возраста;
3. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
4. Подбор заданий и проведение диагностики;
5. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
6. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина);
7. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной) :
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;
3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6. Исследовательская деятельность детей.
III этап: заключительный (подведение итогов).
1. Диагностика детей;
2. Проведение заключительного занятия;
3. Самооценка, выводы.
Результаты проекта :
1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
2. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
3. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр:
-Мозаика-вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика – пазлы мелкая;
-Лото «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
4. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Колеса для машин»;
-«Спрячь игрушку»;
-«Иголки для ежика»;
-«Подбери по цвету»
-Оборудован дидактический стол.
Продукт проекта : проведение нетрадиционного родительского собрания (игрового практикума для родителей) «Путешествие в страну Сенсорику»
Перспективы развития проекта :
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Литература:
• Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
• Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
• Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 1995;
• Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
• Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М. : Просвещение, 1985;
• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет.»