жанна лавренко
Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей,созданных руками человека. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Публикация «Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей» размещена в разделах
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства- музыкой,скульптурой, живописью. Одназначно, каждый ребенок, даже без целеноправленного воспитания,так или иначе воспринимает все это. Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. Детям необходимо различать тарелки по величине, по глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды,легкость- пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывает иные- двигательные, осязательные- ощущения, требуют восприятия пространственных отношений. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем. Сенсорное познание тесно связано с эстетическим восприятием : красиво хорошо расставленная на полках посуда, украшенные цветами столы; мелодично позванивают стеклянные сосуды, в их гранях солнечные лучи отражаются радугой.
Мир простых вещей воспринимается маленьким ребенком как чудесный, еще неведомый и прекрасный мир. Представления детей формируются в процессе правильно организованной жизненной ориентировки, а не путем обучения и специальных упражнений, место которым на занятиях. Знакомство с предметным миром осуществляется также в играх, когда дети воспроизводят бытовые ситуации.
Труд детей также связан с использованием предметов, орудий. Лопатки, совки, ведерки, лейки, щетки и многое другое дети употребляют, ухаживая за растениями, убирая комнату. Очень важно воспитывать у детей интерес к вещи, к ее красоте и целесообразности, приучать бережно хранить орудия труда. Такое отношение к предметам труда, воспитанное в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь. В дошкольном возрасте круглый год знакомят с природой, приучают ухаживать за растениями животными. Это создает возможность для чувственного познания свойств земли, воды, солнечного тепла. В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Окунуться в атмосферу природы можно всего лишь на несколько мгновений, но ценность этих мгновений для сенсорного развития детей очень велика. Дети реагируют на новые, острые ощущения бурными движениями: бегают, прыгают, валяются по траве, кричат, визжат, смеются. Особенно привлекает детей вода : они опускают в ручей руки, бросают ветки и следят, как они плывут по течению.
Если взрослый принимает участие в детских забавах и играх, сколько интересных свойств вещей и явлений откроет он детям. Как легко и охотно ребята усваивают названия цветов, трав, камней, непосредственно общаясь с природой, как безошибочно их затем находят, ориентируясь по форме, цвету, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости. Наблюдение природных явлений с детьми предусматривает прежде всего зрительное восприятие. Иногда включается осязания- дети трогают, щупают, гладят предметы. Большое значение для познания имеют движения рук. Путем ощупывания, поглаживания предмета ребенок знакомится с его величиной, объемом, формой. Очень важно текже для познания пространственных свойств движение взора по предмету. Общение с природой обогащает слуховое впечатления. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях.
Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. В повседневной жизни, на прогулках и в играх сенсорный опыт- впечатления различного характера- накапливается. Наступление того или иного времени года связано с явлениями, которые непосредственно воспринимаются детьми,- снегопад, гроза, листопад, появления листьев и многое другое. Ежедневные изменения- свет солнца или бег облаков, дождь и радуга после дождя- обогащают впечатления о природе у ребят
Постоянным источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей техника, строительство, бытовой труд.