Наталья Александровна Юдина
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Он познает мир, явления природы, события в жизни, доступные наблюдению. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы тесно связаны с
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д. ; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо.
Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное, чувственное познание действительности. Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует различных путей и методов работы. Уже в раннем возрасте большое значение имеет накопление детьми сенсорных представлений. Детей необходимо знакомить с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.
Особого внимания от педагога требует образовательная деятельность по ознакомлению детей с цветом. Отличительное свойство цвета в том, что его нельзя обследовать во внешнем плане (рукой, жестом, как это имеет место при знакомстве с величиной, формой.
Основная задача сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы формировать такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процесса рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д. Таким образом, сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.
Осуществление сенсорного воспитания в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки (действовать карандашом, красками, строить из кубиков, но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в рисунке, или в конструкции.
Для более эффективной образовательной работы по сенсорному воспитанию и обучению детей младшего дошкольного возраста, большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: образовательная деятельность, дидактические игры, дидактические упражнения.
В образовательной деятельности такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме. Развитие восприятий и представлений у ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (отгадывания и загадывания, прятания и поиска, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
Особое значение имеют упражнения с дидактическими материалами и игрушками (наборы геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (разложить,
составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы, собрать и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений о форме, цвете предметов, величине.
Включение заданий, направленных на сенсорное воспитание, в различные виды деятельности (предметную, изобразительную, элементарную, продуктивную) позволяет с наибольшей полнотой и глубиной формировать у детей восприятие окружающей действительности.