Получи документы

Сенсомоторные техники в коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗПР

Екатерина Владимировна Спекова
Сенсомоторные техники в коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗПР

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность зрения и движения, движения и слуха. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей.

Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов.

Цель коррекционно-логопедической работы : формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля.

Основная задача: развитие сенсомоторных и познавательных способностей.

Она реализуется через:

• формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков, зрительно-моторной координации;

• формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями;

• развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;

• пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве; • формирование навыков будущей учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Игра – это универсальная техника для развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. Она приносит в жизнь реб нка радость, интерес.

Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

выкладывание разных узоров из мозаики по образцу;

выкладывание рисунков из палочек по образцу;

выкладывание рисунков (узоров) из геометрических фигур по образцу;

складывание квадратов из частей по образцу;

собирание картинок по образцу;

рисование линий разной конфигурации по точкам

копирование по точкам;

обведение по контуру через пленку, кальку, копирку рисование по

трафаретам, шаблонам;

штриховка в различных направлениях; «Продолжи ряд» (рисование различных бордюров);

рисование по клеточкам по образцу;

«Дорисуй левую (правую) половинку рисунка»;

графические диктанты;

обведение или копирование цифр, букв, фигур;

срисовывание, рисование по схемам и т. д.

Игры и упражнения на развитие слухомоторной координации:

• «Различай веселую и грустную музыку

• «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

• «Шагаем и танцуем»

• «Высокий и низкий звук»

• «Далеко — близко»

• «Будь внимателен»

• «Звоночки»

• «Шумящие коробочки»

• «Повтори ритм»

• «Быстро и медленно»

• «Слушай и выполняй»

Игры и упражнения на развитие вестибулярно- моторной координации.

Основная цель этих упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.

• Прыгаем, как животные;

• Прыгаем на мяче;

• Удерживание равновесия;

• Перейди через пропасть, переступаем через веревочку;

• Ходьба по линии «Змейка»;

• Игра «Кружимся вокруг оси»

Игра «Полоса препятствий»

Игры на развитие речевого дыхания и обоняния

• «Вдох-выдох»

• «Пузыри»

• «Сдуваем снежинки»

• «Теплое и холодное дыхание»

• «Чей одуванчик дальше улетит?»

• «Пускание корабликов»

• «Определи чем пахнет», «Коробочки с запахами»

• «Листопад»

Игры на развитие вкусового восприятия

• «Фрукт или овощ?»

• «Съедобное или несъедобное»

• «Угадай,какой вкус?»

Игры на развитие тактильных ощущений

• «Теплый-холодный»

• Игры с пластелином, глиной,тестом

• Игры с водой

• Игры с крупами, природными материалами

• Игры с массажными мячами

• Игры с тканью и бумагой

• Игры с палочками

• Ощупывание фигур («Волшебный мешочек)

• Использование сухого бассейна «Найди клад»

• Самомассаж рук и пальцев, пальчиковые игры.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ»Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ» "Занятия с использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12-17 лет с ОВЗ. " Одним из нетрадиционных методов, успешно.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторные техники в коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 25 августа 2024 в 10:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсомоторные техники в коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Владимировна Спекова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД