Екатерина Владимировна Спекова
Сенсомоторные техники в коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.
Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность зрения и движения, движения и слуха. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей.
Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов.
Цель коррекционно-логопедической работы : формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля.
Основная задача: развитие сенсомоторных и познавательных способностей.
Она реализуется через:
• формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков, зрительно-моторной координации;
• формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями;
• развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия;
• пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве; • формирование навыков будущей учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Игра – это универсальная техника для развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста. Она приносит в жизнь реб нка радость, интерес.
Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
выкладывание разных узоров из мозаики по образцу;
выкладывание рисунков из палочек по образцу;
выкладывание рисунков (узоров) из геометрических фигур по образцу;
складывание квадратов из частей по образцу;
собирание картинок по образцу;
рисование линий разной конфигурации по точкам
копирование по точкам;
обведение по контуру через пленку, кальку, копирку рисование по
трафаретам, шаблонам;
штриховка в различных направлениях; «Продолжи ряд» (рисование различных бордюров);
рисование по клеточкам по образцу;
«Дорисуй левую (правую) половинку рисунка»;
графические диктанты;
обведение или копирование цифр, букв, фигур;
срисовывание, рисование по схемам и т. д.
Игры и упражнения на развитие слухомоторной координации:
• «Различай веселую и грустную музыку
• «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
• «Шагаем и танцуем»
• «Высокий и низкий звук»
• «Далеко — близко»
• «Будь внимателен»
• «Звоночки»
• «Шумящие коробочки»
• «Повтори ритм»
• «Быстро и медленно»
• «Слушай и выполняй»
Игры и упражнения на развитие вестибулярно- моторной координации.
Основная цель этих упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.
• Прыгаем, как животные;
• Прыгаем на мяче;
• Удерживание равновесия;
• Перейди через пропасть, переступаем через веревочку;
• Ходьба по линии «Змейка»;
• Игра «Кружимся вокруг оси»
Игра «Полоса препятствий»
Игры на развитие речевого дыхания и обоняния
• «Вдох-выдох»
• «Пузыри»
• «Сдуваем снежинки»
• «Теплое и холодное дыхание»
• «Чей одуванчик дальше улетит?»
• «Пускание корабликов»
• «Определи чем пахнет», «Коробочки с запахами»
• «Листопад»
Игры на развитие вкусового восприятия
• «Фрукт или овощ?»
• «Съедобное или несъедобное»
• «Угадай,какой вкус?»
Игры на развитие тактильных ощущений
• «Теплый-холодный»
• Игры с пластелином, глиной,тестом
• Игры с водой
• Игры с крупами, природными материалами
• Игры с массажными мячами
• Игры с тканью и бумагой
• Игры с палочками
• Ощупывание фигур («Волшебный мешочек)
• Использование сухого бассейна «Найди клад»
• Самомассаж рук и пальцев, пальчиковые игры.