Хахалина Анна
Значение игры для развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игры для развития ребенка дошкольного возраста.
Игра- основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести- семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Сюжетно- ролевая игра- это воображаемая ситуация в которой ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданным им самим игровой обстановки.
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общественной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
Важной ролью для развития детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.
Сюжет - действительность, которая отображается в игре, в зависимости от сюжета игры подразделяются на следующие темы:
-труда
-бытовые
-с общей тематикой.
Длительность сюжета игры:
-в младшем дошкольном возрасте(10-15 мин.)
-в среднем дошкольном возрасте(15-40мин.)
-в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней)
Содержание- то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
Содержание:
-предметная деятельность
-отношения между людьми
-поведение людей
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
1)роли, которые исполняют дети в процессе игры
2)игровые действия с помощью которых дети реализуют роли
3)игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми
4)отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируются ход игры
В возрасте от трех до четырех лет игра детей развивается как разнообразная, активная деятельность, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребенка.
Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.
Действительно, если подходить к детской игре с теме же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точкой зрения развития ребенка.
Л. С. Выготский подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Сюжетный характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок - не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает заранее свою роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
Младшие дошкольники играют еще как правило, в одиночку. В своих предметах и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности- ролевых. Дети выделят роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.
Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре - это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п., или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду) или профессиональные (врач, командир, пилот, или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, на пример куклы.
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в усвоению нового через подражание, влияет на выбор или форм подражательного поведения.
На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей поло-ролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.
В трехлетнем возрасте подражание другим уже мотивировано, но управляется определенной целью, которую ребенок ставит перед собой.
Подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справляется ли он с соответствующей задачей. Дети обычно не имитируют легко или трудно воспроизводимые действия и сильно ограничиваются, если подражание не удается.
Ребенок играет в «дочки- матери», в «магазин», принимая на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в три-четыре года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к шести-семи годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно- ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. О привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он 0 то капитан косметического корабля, то – его пассажир, то- восторженный зритель наблюдающий за полетом. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. В этом качестве он сможет влиять на тематику игры, на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются коррекции при прямом нажиме.
При переживании сильных эмоций и не хватке времени детское недовольство, подавленность, гнев и другие чувства могут возбуждаться по поводу событий, которые взрослым кажутся пустяками. Бывает, что взрослый уверен, что эмоциональный всплеск быстро пройдет и не станет долгосрочной проблемой. Однако, есть дети, у которых эмоциональные порывы очень часты. Таким детям надо помогать изливать чувства, и необязательно избранным ими способом.
Одно из рациональных средств- побудить ребенка к игре, дающей выход эмоциям.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т. е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную активность.
В сюжетно- ролевой игре ребенок копирует способы обращения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а так же ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точкой зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
В игре ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний.