Екатерина Юрова
Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.
Публикация «Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Актуальность выбора такой конструктивной техники как оригами для развития речи ребенка обусловлена потребностями и интересами детей дошкольного возраста.
Оригами («ори» - складывать, «гами» - бумага) - японское искусство складывания из бумаги, пользуется популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. В процессе складывания фигур дети знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы.
Развитие мелкой моторики пальцев рук - один из аспектов развития ребёнка дошкольного возраста. Развивая мелкую моторику и координацию руки, мы влияем на речевое развитие ребёнка. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет детей сосредоточиться на процессе изготовления.
Большое внимание на занятиях отводится игровым мотивациям. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главный вид деятельности ребёнка. На своих занятиях с детьми мы решили совместить использование создание фигурок в техники оригами и проговаривание стихов, потешек, речевок пальчиковой гимнастики. В процессе складывания фигурки, ребенок проговаривает стишок в соответствии с темой фигурки (например, оригами-фигурка медвежонок делается под стих пальчиковой гимнастики «Шел медведь к своей берлоге»).
В течение недели разучиваем речевой материал по теме (знакомые стихи, потешки или пальчиковую гимнастику, учимся складывать фигурку в технике оригами. А в конце недели совмещаем складывание уже знакомой фигурки и одновременное проговаривание уже изученного материала.
Структура еженедельной работы не всегда повторяется одинаково: на некоторые фигуры у нас получается наложить пальчиковую гимнастику и несколько игр (например «один – много», «назови ласково», а на другие – накладываются целые рассказы.
В течение таких занятий мы одновременно захватываем развитие и мелкой моторики пальцев и развитие речевой зоны, внимания, сосредоточенности и памяти, так как необходимо запомнить последовательность действий и слов. Дети учатся продумывать каждый свой шаг, анализировать, сравнивать результат с образцом, заниматься самостоятельно.
Очень эффективно использование оригами для выработки правильного речевого выдоха. Под воздействием воздушной струи, сделанные на занятиях наши фигурки могут «оживать» и развивают воображение детей, например бабочка может «лететь», а цветочек «качаться» на ветру.
Помимо стихов и речевок мы на занятиях используем сказки-оригами.
При создании фигурки мы одновременно со складыванием придумываем сказку о фигурке, которую делали накануне.
После того, как дети освоили процесс складывания фигурок, мы решили попробовать использовать созданные нами фигурки в театрализованной деятельности. В нашей группе мы создали театр оригами. Целью создания такого театра стало развитие творческих способностей и художественного вкуса детей с помощью фигурок оригами в театрализованной деятельности, и конечно же развитие речи, речевой активности дошкольников. Самодельные фигурки-оригами помогают ребёнку рассказать историю, сообщить о значимых проблемах, переживаниях, то есть придумать собственную сказку, исходя из своего жизненного опыта. Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые сказки, события, стихи. Ребенок вступает в диалог, описывает этапы работы, делится впечатлениями, инсценирует знакомые произведения и сочиняет новые.
Благодаря всему этому речь детей становится более связанной, появляются сложные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками.
Хочется выделить, что несомненными достоинствами оригами следует считать :
- доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
- оригами не требует больших материальных затрат;
- абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких.
Подводя итог проделанной нами работы, ещё раз хочется отметить, что занятия оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ способствуют не только развитию тонких движений пальцев рук, но и улучшают внимание, память, мышление, воображение, речь и творческие способности. Дети ведут настоящий творческий поиск, могут сами изобретать новые фигурки и создавать весёлые игровые ситуации.