Людмила Моисеева
Консультация «Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Краткая характеристика видов игр, которые использует учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста;
Учитель-логопед в своей работе использует четыре вида игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, ролевые игры. Игры делятся:
1. По цели и по форме: обучающие, развлекательные, подвижные, игры-забавы, игры-небылицы, игры-занятия, музыкально-дидактические, хороводные, народные, этнографические, игры с правилами;
Публикация «Консультация „Игры в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
2. По содержанию: сюжетно-ролевые, игры-драматизации;
3. По литературным сюжетам: речевые театральные, спортивные, дидактические;
4. По использованию дидактического материала: игры на наглядной основе (игры с предметами, игрушками, картинками, музыкальными инструментами, лото, домино, настольно-печатные игры и т. д, словесные и вербальные игры;
5. По способу организации: коллективные, групповые, индивидуальные, парные, инициативные, самостоятельные, стимулированные, творческие.
I. Дидактические игры: чаще всего учитель-логопед специально организовывает дидактические игры. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми, с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.
Дидактическая игра имеет две цели:
- обучающую, которую преследует взрослый;
- игровую, ради которой действует ребенок.
У дидактической игры есть своя структура:
1. Дидактическая (обучающая) задача;
2. Игровые действия, чтобы ребенок смог проявить свою активность в игровых целях;
3. Правила, которым подчиняются все участники и которые обеспечивают реализацию игрового содержания.
II. Подвижные игры: в подвижных играх учитель-логопед добивается сознательного и активного участия в деятельности ребенка для своевременного и точного выполнения заданий, выполнения правил игры, которые являются обязательными для всех участников. Это могут быть игры с простыми предметами (мячом, обручем, фантом, флажком и т. д., также игры с сюжетом, подвижные игры (спортивно-развлекательные – бабки, кегли, с мячом, шарами и т. д.).
III. Игры-драматизации: для разыгрывания готовых текстов, которые учитель-логопед подбирает из произведений детской литературы, использует игры-драматизации (стихотворные тексты, проза, пальчиковый театр, настольный). Тексты должны быть динамичны, иметь воспитательную ценность, художественную выразительность языка, простоту построения фразы, насыщены глагольной лексикой, с четкой последовательностью событий и действий.
IV. Сюжетно-ролевые игры: также учитель-логопед создает специальные условия для ролевых игр. В ролевой игре дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ролевая игра состоит из следующих компонентов: сюжет, содержание, игровая ситуация, замысел, роль, правило, игровые действия, игровое взаимодействие, атрибутика.
2. Примеры игр на каждый вид.
Дидактическая игра «Цветочки»
Цели:1. обучение детей делению слов на слоги, используя различные способы: прохлопать слово по слогам, выделить гласные звуки;
2. развитие словарного запаса детей;
3. развитие фонематического восприятия.
Оборудование: разноцветные лепестки цветка с наклеенными на них картинками, сердцевины цветочка с нарисованными слоговыми схемами или с буквами, стебель с листочками.
Описание: 1. На столе разложить все детали цветов. Отдельно положить сердцевины:
Логопед: был очень сильный ветер и сорвал все лепестки цветов. Попробуй вернуть их на место. Чтобы правильно это сделать, нужно прохлопать слово-картинку. Если хлопнул 1 раз – положить лепесток к 1 цветку, если 2 хлопка – ко 2-му и т. д.
Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: Развитие буквенного гнозиса, внимания, быстроты реакции.
Оборудование: на карточке текст с обычным шрифтом, карандаши.
Описание: зачеркнуть заданную букву.
Логопед: к нам пришел Незнайка, надо ему помочь, найти как можно больше заданной буквы и зачеркнуть ее.
Усложнение:
а) В стилизованном тексте найти одинаковые заданные буквы.
б) Придумать слова, которые начинаются с соответствующего звука, стоящего в начале (конце, середине) слова.
II. Вариант: «Кто быстрее?» Соревнование по командам (рядам)
Подвижная игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Цель: развитие умения делить слово на слоги, развитие слухового внимания.
Оборудование: Мяч
Описание: логопед, бросая мяч, называет слово. Ребенок проговаривает его по слогам и одновременно отбивает мячом. Возвращает мяч, называет количество слогов в слове.
Логопед: у меня есть мяч, предлагаю поиграть. Я буду кидать тебе мяч и называть слово, а ты должен проговорить слово по слогам, сосчитать слоги, отбивая мяч об пол.
Усложнение: «Слово это изменяй, изменяя – удлиняй».
Описание: изменить слово, чтобы оно стало двусложным.
Подвижная игра «Шаги - кто быстрее доберется до.)»
Цель: расширение словарного запаса, развитие речи.
Оборудование: две скакалки – для «старта» и «финиша», маленькие призы.
Описание: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребёнок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даём минуту на размышление и «Старт!»
Другие темы: «Всё круглое», «Всё горячее», «Всё мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
Игра-драматизация по логопедическому стишку «Букашка»
Цель: учить произносить звук «Ш» изолировано. Развивать слуховое внимание, Закрепление правильного произношения изолированного звука Ш. Развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики, моторики рук.
Оборудование: чашка, пальчиковый театр - Чебурашка, букашка (два комплекта)
Описание: логопед показывает, надев на указательные пальцы Чебурашку и букашку, показывает сценку, проговаривая стишок. Ребенок повторят за ним.
Логопед: Посмотри и назови, предметы, которые ты видишь? (чашка, Чебурашка, букашка). Предлагаю поиграть в театр (надевает на указательные пальцы Чебурашку и букашку, слушай и запоминай:
К Чебурашке в чашку (показ Чебурашки – рука с Чебурашкой вверх)
Шлепнулась букашка, (показ второй рукой букашки, имитация, как букашка подает в чашку)
Добрый Чебурашка (показ Чебурашки - рука с Чебурашкой вверх)
Вытащил букашку, (показ второй рукой букашки, Чебурашка «вытаскивает» букашку из чашки)
Положил букашку сохнуть на бумажку (руки положить на стол)
Высохла букашка, (потрясти рукой с букашкой)
Поднялась с бумажки (поднять руку с букашкой вверх)
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке. - (имитация, как букашка подает в чашку)
Логопед: а теперь давай вместе, вот тебе Чебурашка, букашка и чашка (показывают вместе).
Логопед: Тебе понравилась сказка? Попробуй, сам (ребенок инсценирует стишок, логопед помогает).
Игра - «Театр-пантомимы: «Я был в.»
Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза, развитие связной речи.
Оборудование: карточки с буквами и слогами.
Описание: играть можно и вдвоём, или несколькими детьми. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе, и игроки по очереди их берут.
Первый игрок берёт карточку с буквой или слогом и говорит: «Я был в…например, цирке и видел.». Он, должен придумать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке и изобразить пантомимой, а все должны догадаться, что он изобразил. Если дети не могут отгадать, ребенок может подсказать - показывает карточку с буквой. Называть можно не только существительные. Например, на букву «К» можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.
Логопед: ребята, вы любите театр? Предлагаю поиграть в театр-пантомимы. Это когда в театре артисты не говорят, а показывают все жестами и движениями. На столе карточки с буквами. Вы будете брать карточку и придумывать слово с той буквой, которая написана на карточке. Давайте отправимся в цирк, и придумывать будем слова про цирк.
Усложнение: если использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.
Варианты: «Я был на море.», «Я был в лесу.», «Я был в театре.» и т. д.
Литературные тексты – бесценный помощник в развитии речевых способностей школьников. Можно поговорить о положительных и отрицательных героях, обсудить их речь. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения. Это обогатит его речь новыми словами, оборотами, синтаксическими конструкциями.
К пересказу прочитанного текста можно подойти творчески. Предложить ребёнку пересказать текст от лица одного из героев. Можно рассказывать по очереди, включать элементы инсценировки.
Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол»
Цель: развитие связной речи, словарного запаса.
Оборудование: предметы посуды.
Описание: надо накрыть стол для гостей, называя все предметы и действия.
Логопед: «К нам сегодня придут гости, что мы должны сделать, чтобы гостям было с нами хорошо и приятно. Что люди делают, когда ждут гостей?» (накрывают на стол). Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу», а ты что?
Ребенок тоже накрывает на стол, называя все действия и предметы.
Логопед (когда стол накрыт): а вот и гости (приносит кукол). Логопед: угощай своих гостей.
Усложнение: игра продолжается – ребенок хозяин, логопед и куклы гости.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: развитие связной речи, словарного запаса, автоматизация и дифференциация звуков м - мь, п - пь, б – бь по признаку твердости-мягкости, совершенствовать фонематическое восприятие, определяя позицию звука в слове.
Оборудование: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б – бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)
Логопед расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. «Я буду продавцом», - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?». Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями» -отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает» - «Что делает покупатель?» - «Покупает».
Логопед показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем логопед приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Логопед соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Логопед дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б - бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
Логопед предлагает ребенку стать продавцом, а сам становится покупателем.