Анастасия Дубоделова
Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Название: прозрачный арт-мольберт.
Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и создание психолого-развивающего пространства для стабилизации психоэмоционального состояния детей, а также развитие высших психических функций и творческого мышления.
Категория обучающихся с ОВЗ: дети дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Публикация «Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование на прозрачном мольберте
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» май 2022
Описание прозрачного арт-мольберта:
Прозрачный арт-мольберт выполнен из натурального дерева и безопасного бронированного оргстекла, имеет широкие устойчивые ножки-опоры, является переносным, может располагаться как на полу, так и на столе или других рабочих поверхностях. Может быть, применим на улице и на детском прогулочном участке.
Стекло не впитывает краску, что дает важный эффект – сиюминутность, временность, отсутствие постоянства. Это как тренировка – игра, как возможность изменений, как возможность исправления ошибок «здесь и сейчас», без переживаний и угрызений совести.
Прозрачный арт-мольберт я применяю в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, начиная с 4 лет, а также он эффективен в коррекции детско-родительских отношений. Занятия провожу индивидуально с ребенком или в малых группах (парах).
Для работы с прозрачным арт-мольбертом я использую гуашь, пальчиковые краски и цветные маркеры. Для проведения развивающих упражнений также необходимы кисти, ватные палочки, трафареты, поролоновые штампы и валики для закрашивания. При работе с прозрачным мольбертом необходимо специально защищать рабочую поверхность, на которой располагается мольберт специальной клеенкой.
Во время занятий на арт - мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисование по очереди, рисунок плюс аппликация, рисование с натуры, и т. д., что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.
Коррекционная направленность прозрачного арт-мольберта:
Включение прозрачного арт-мольберта в коррекционно - развивающие занятия с детьми с ЗПР является инновационной технологией. Новизна заключается в том, что в процессе занятия ребенок может рисовать стоя, тем самым может свободно двигаться, что способствует профилактики нарушений осанки и нарушения зрения, а также занятия на прозрачном арт-мольберте с детьми с ЗПР стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества педагога и детей.
Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на развитие эмоционально-личностной сферы, на снятие тревожности, на коррекцию и развитие психических процессов воспитанников, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у детей с ЗПР.
Рисование на прозрачном арт-мольберте способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, а также развитию интеллекта детей. Развивается координация рук, детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми, что особенно важно в развитии особенных детей.
Далее хочу представить Вашему вниманию фрагменты занятий с использованием прозрачного арт-мольберта в работе с детьми с ЗПР.
Наглядный материал:
Каждое коррекционно-развивающее занятие с использование прозрачного арт-мольберта начинается приветствия, пальчиковой гимнастики. Основная часть занятия начинается со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игрушки, загадки, картинки и т. д. Игры подбираются и проводятся согласно возрастному ограничению во времени. Обязательно присутствует двигательно - глазная гимнастика для снятия напряжения. В заключительной части обязательно подводится итог занятия. Педагог предлагает детям поделиться впечатлениями, хвалит детей за замечательные рисунки.
Упражнение «Давай поздороваемся»
Задачи: Знакомство с пособием, развитие коммуникативных навыков.
Ход: Педагог и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу и дарят улыбки.
Игра «Догони ладошку»
Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, внимания, быстроты реакции, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз,
справа, слева). Так же это упражнение создает положительный эмоциональный фон.
Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т. д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло.
Упражнение «Рисунок по загадке»
Задачи: развитие зрительно - моторной координации, развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук.
Ход работы: После того, как дети отгадали загадку. Педагог задает наводящие вопросы: какого цвета и какой формы и т. д. Дети с помощью кисточек, мятой бумаги, поролона рисуют по стеклу друг напротив друга солнце, травку, цветы.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (Солнце)
Высока и зелена
Будет скошена она.
Овцы, козы и коровы
Есть всегда ее готовы. (Трава)
Желтым цветом луг охвачен значит вырос (одуванчик)
Белые лучики в желтой упряжке, гадают девчонки на яркой (ромашке) и т. д.
Упражнение «Рисование дерева»
Задачи: снятие эмоционального напряжения, развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, закрепление знаний о временах года.
Ход работы: ребенок набирает краску на кисточку и рисует по стеклу ствол дерева. А затем листочки. Педагог напоминает ребенку, что дерево сверху тонкое, а ближе к земле оно расширяется. Задает вопросы: какого цвета ствол у дерева и какого цвета листочки на дереве?
Упражнение «Туча и дождик»
Задачи: снятие эмоционального напряжения, развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, закрепление знаний о временах года.
Ход работы: ребенок обмакивает в краску поролоновый штампик и примачивающими движениями рисует по стеклу тучки. А затем пальчиками рисует дождик.
Упражнение «День рождения кошечки»
Задачи: снятие эмоционального напряжения, развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, закрепление знаний об основных цветах.
Ход работы: педагог рассказывает ребенку, что у кошечки сегодня день рождения, и их пригласили его отпраздновать. И для этого ребенку необходимо нарисовать подарок кошечке – воздушные шарики. Воспитанник обмакивает в краску поролоновый штампик и примачивающими движениями рисует по стеклу круглые шарики, а затем кисточкой рисует веревочки. Педагог уточняет, какого цвета каждый шарик и веревочка.
Упражнения «Весёлые дорожки», «Обведи по трафарету»
Задачи: развитие координированных движений глаз и рук, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход работы: ребенку необходимо обвести линии по контуру (пальчиком, кистью с краской или маркером, не отрывая руки от стекла.
Упражнение «Мама и детеныш»
Задачи: Развитие умение соотносить животных и их детенышей по внешнему виду, развитие координированных движений глаз и рук.
Ход работы: ребенку предлагается соединить между собой (пальчиком, кистью с краской, маркером) прикрепленные с обратной стороны стекла изображения животных и их детенышей, закрепление знаний о домашних и диких животных.
Вывод:
При использовании в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР прозрачного арт - мольберта: отмечается динамика в развитии дошкольников; преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений, внимание детей становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. Прослеживается динамика в развитии координации крупных движений и мелкой моторики. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.