Лида Бронникова
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова
Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. В деятельности воспитателя логопедической группы основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Воспитатель помогает логопеду в исправлении нарушений речи и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада.
Публикация «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы широко применяем игровые технологии, т. к. они оптимизируют коррекционное воздействие, делают процесс обучения более интересным и занимательным для детей. По мнению Н. Ф. Губановой, игра выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Главный компонент игровой технологии, по мнению Губановой - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые технологии используем не только во время занятий, но и в свободной деятельности детей. Для этого в группе создан речевой центр, в котором подобраны и систематизированы дидактические игры по лексическим темам. Особое внимание уделено дидактическим играм по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Именно эти дети испытывают затруднения при согласовании числительных с существительными, существительных с прилагательными, неправильно образовывают окончания у существительных, прилагательных, глаголов, местоимений; слабо владеют навыками словообразования.
Представляем вашему вниманию хорошо знакомые вам игры, немного преобразованные нами.
Игра «Чьи следы?»
помогает решать несколько задач: закрепить названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т. д. Как завершение игры - дети составляют описательные рассказы по теме.
Игровые действия : ребёнку предлагается назвать животное или птицу, подобрать тень и след, называя притяжательное прилагательное (Чей след); классифицировать: дикие животные, домашние животные, домашние птицы.
Игра «Кто что ест?»
Цель: закреплять знания детей о животных (что они едят, упражнять в изменении существительного по падежам, в умении использовать в речи простые предложения.
Игровые действия : ребёнок называет изображенных на карточке животных, подбирает фишки с изображением пищи к картинкам с животными.
Инструкция:
Педагог: «Назови, кого ты видишь на картинке?» Ребё нок: «Я вижу…
«Посмотри, тут приготовлено угощение для всех животных. Скажи, кого и чем ты сможешь угостить? Давай, я начну, а ты продолжишь. Белку я угощу орехом».
В игре «Цветные карандаши»
У детей совершенствуется навык согласования существительных с качественными прилагательными.
Игровые действия : детям раздают части карандашей, на которых напечатано название цвета. Педагог называет цвет для тех детей, которые не умеют читать.
Педагог: У Лены на карандаше написано «Белый». Лена, найди такой цвет! Дети находят вторые (цветные) части карандашей и совмещают их с помощью липучек.
Педагог: - У тебя, карандаш какого цвета? Ребё нок: - У меня карандаш синего цвета.
Посмотрите, предметы на картинках уже раскрашены нашими карандашами. Положите на каждый карандаш картинки, раскрашенные тем же цветом.
- Давайте расскажем о наших картинках. Я начну, а вы продолжите.
- Попугая раскрасили белым карандашом.
Игра «Мама и малыш»
Цель: закрепить названия животных, стимулировать образование и употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игровые действия : ребёнку предлагается помочь маме найти своего малыша, назвать взрослое животное, а потом и детёныша. Ответить на вопросы «Кого потеряла лисица?», «Кого нашла белка?»
Инструкция: педагог: - Малыши разыгрались и убежали от мам. Посмотри, вот они собрались все вместе. Скажи, от кого убежали малыши? Ребёнок перечисляет : - От белки, от …
Малыши поиграли, а потом загрустили, и мамы тоже забеспокоились и пошли искать своих малышей. Скажи, кто кого нашёл? Давай, я начну, а ты продолжишь. Белка нашла своего бельчонка.
Игра «Сбор урожая»
Цель: упражнять детей в составлении простых предложений с однородными определениями (помидор красный, круглый, сочный); с однородными сказуемыми (помидоры срывают, моют, едят.); с однородными подлежащими (помидоры и огурцы растут в огороде, на грядках).
Игровые действия : ребёнку предлагается разложить перед собой овощи и назвать их, подобрать слова – определения или разгадать загадки взрослого. «Собрать» овощи, рассортировать по группам - действиям: выдергивают, срывают, срезают, выкапывают, комментируя свои действия: «Я выдергиваю морковь»; «Я выкапываю картофель»; «Я срываю помидор» или педагог помогает: «Что ты срываешь? Огурец?».
Инструкция: педагог: «Большой урожай вырос на нашем огороде. Назови, урожай каких овощей мы собрали»? Ребё нок: Мы собрали урожай помидоров, огурцов, капусты….
«Одни овощи мы выдергивали, другие - выкапывали, третьи - срывали, четвертые срезали. Найди и назови овощи, которые мы срывали? Давай я начну, а ты продолжишь. Мы срезали тыкву.
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: упражнять в словоизменении (множественное число, согласование существительных с числительным).
Игровые действия : ребёнку предлагается сосчитать капли дождя (яблоки, листья, подобрать соответствующую цифру, согласовывая существительное с числительными – одна капля, две капли, три капли и т. д.
Инструкция:
Педагог: Наступила осень. Мишка вышел погулять и тут начался дождь. Капли такие крупные, что их можно даже посчитать. Посчитай их, пожалуйста. А правильную цифру прикрепи к Мишкиному блокноту.
Оказывается, Мишка остановился под яблоней. Посчитай, пожалуйста, яблоки! А вот и листья стали падать с дерева! Сколько их? Посчитай!
В игре «Какой сок?» упражняем детей в образовании прилагательных от существительных. Игра проводится с помощью фонарика.
Игровые действия : ребёнку предлагается посветить фонариком на стакан с соком (узнать секрет, назвать из чего он приготовлен, разложить картинки с соком на фрукты или овощи, отвечая на вопросы: из чего сделан сок? Какой это сок?
Инструкция:
Педагог: Посмотри, сколько стаканов сока перед нами! Интересно, из чего эти соки! Давай посмотрим? Я начну, а ты продолжишь. Педагог берёт фонарик и подсвечивает сок. – Это сок сделан из свёклы, значит он свекольный. Положу его на картинку со свёклой.
Игра «Соковыжималка»
Цель: активизация слов, обозначающих названия овощей (фруктов, ягод); упражнение в словообразовании относительных прилагательных.
Игровые действия : педагог предлагает ребёнку назвать овощи (фрукты, ягоды, внешние признаки (форму, цвет). С помощью соковыжималки «приготовить» блюда из овощей (фруктов). Ребёнок «выдавливает» сок, проговаривает название сока. Педагог спрашивает: «Что можно приготовить из овощей (фруктов или ягод) Какие блюда? (пюре, икру, испечь пирог, сварить компот, сделать пастилу, приготовить салат).
«Какие у нас получатся новые продукты?» : «Пюре из кабачков - (кабачковое, пирог с капустой – (капустный).
Для наибольшей эффективности дидактических игр и упражнений нужно соблюдать следующие условия:
- систематичность проведения;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной речевой цели;
- чередование и вариативность игр и упражнений.
Использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей, и на снятие отрицательных последствий образования.