Елена Жидких
Семинар-практикум «Игры с предметами при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к эффективности обучения грамоте становятся выше из года в год, однако всё большее количество детей к моменту поступления в школу оказывается не готовым к усвоению письменной речи. Среди них довольно большую группу составляют дети, имеющие отклонение в речевом развитии. Многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше, Т. А. Ткаченко и др.) убедительно доказывают взаимосвязь недоразвития устной речи и нарушений чтения и письма. Следовательно, с детьми данной категории должна своевременно проводиться предварительная систематическая работа по формированию готовности к овладению данным видом речевой деятельности.
Публикация «Семинар-практикум „Игры с предметами при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия. У детей с выраженным фонематическим недоразвитием, которым своевременно не оказана логопедическая помощь, в дальнейшем наблюдаются стойкие нарушения письменной речи в школьном возрасте (дисграфия, дизорфография и дислексия).
Социальная значимость данной проблемы заключается в том, что дети с несформированным фонематическим восприятием из-за высокой вероятности возникновения стойких и специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения, поступая в школу, пополняют группу детей академического риска. Поэтому так важен широкий и своевременный охват дошкольников логопедической помощью по коррекции фонетико-фонематического недоразвития, а её доступность и должное качество являются инструментом, обеспечивающим успешность их перехода на следующую ступень обучения и предупреждающим школьную (социальную) дезадаптацию.
Используя в своей практике по ознакомлению детей со звуками и буквами учебно-методическое пособие «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников», предложенное Татьяной Владимировной Александровой, были достигнуты положительные результаты в работе по развитию фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, а также отмечен интерес детей к увлекательной форме таких занятий. Потому возникла идея создания модифицированных пособий «Звуковые замки» и Домики букв. Эти пособия позволяет детям зрительно представить абстрактные понятия (гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий, глухой, звонкий, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Предложенные пособия «Звуковые замки», «Домики букв» созданы для профилактики дислексии и дисграфии.
Степень новизны заключается в том, что исходное пособие, предложенное в книге «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» Т. В. Александровой было дополнено разнообразным демонстрационным материалом (игровой стенд «Домики букв», объемные «Звуковые замки») и раздаточным (фишки-символы согласных звуков и гласных звуков, символы звуков для средней группы, слоговые карточки) материалом.
Дополненный материал прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми разных возрастных групп. Он даёт возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объёме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.
Модифицированное пособие «Звуковые замки» и «Домики букв» позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как:
• формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения,
воспроизведения слоговой структуры, развитие фонематического восприятия, формирование связи звука с буквой);
• овладение элементами грамоты.
В работе с пособием «Звуковые замки» и «Домики букв» используются следующие методы:
- метод эксперимента (проверка гипотезы);
-исследовательский метод (организация поисковой творческой деятельности);
-репродуктивный метод (формирование навыков и умений использования полученных знаний);
а также традиционные методы:
- словесные (беседа, чтение фонетических сказок);
- практические (упражнения творческого характера, игры, моделирование);
-наглядные (наблюдение, рассматривание макетов).
Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре, потому обоснованным является применение на занятиях по знакомству со
звуком и буквой наглядного материала, стихов, сказок. Использование на логопедических занятиях данного пособия позволяет создать игровую ситуацию и стимулирует активность детей.
Учёт психологических особенностей детей дошкольного возраста, в сочетании с использованием игровых приемов позволяет достичь гарантированного результата: эффективности в коррекции фонетико-фонематического строя у детей с речевыми нарушениями и успешному обучению их слоговому чтению.
Планируемые результаты:
Дошкольник умеет:
• воспринимать изучаемую фонему;
• узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова;
• определять место изучаемого звука в слове;
• интонировать звук в собственной речи;
• определять ударный слог и интонировать его в слове;
• удерживать ритмический рисунок слова;
• определять на слух слог с изучаемым звуком;
• исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;
• дифференцировать слова с оппозиционными фонемами.
Работа по развитию фонематического восприятия с использованием данного пособия проводится в течение многих лет (в этом году оно стало более красочным, обновленным, дополненным). Результаты диагностики показывают, что его использование в коррекционной работе логопедами нашего ДОУ оправдано, так как дети, прошедшие обучение с использованием данного дидактического пособия, успешно усваивают программу по подготовке к обучению грамоте.
Вопрос обучения детей с ОВЗ в настоящее время очень актуален, отвечающий социальным запросам современного общества.
Обучающиеся с ОВЗ отличаются от своих сверстников, целым набором соматических и наследственных заболеваний, тяжёлыми нарушениями речи, и, как следствие, ограниченным запасом слов, бедностью практических обобщений, снижением всех видов внимания и памяти, недостаточной сформированностью пространственных и временных представлений, интеллектуальной недостаточностью.
Учащиеся с ОВЗ испытывают значительные трудности при усвоении программного При работе с такими детьми необходимо учитывать особенности их развития. материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). У них отмечается отставание в познавательном развитии.
У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. При обучении учащихся с ОВЗ эти особенности проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова.
Обучение грамоте детей с ОВЗ имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии речи, но имеет и множество особенностей.
При обучении школьников с задержкой психического развития (ЗПР) широко используется аналитико-синтетический метод.
Данный метод основывается на изучении произношения слова, выделении ребёнком звуков и слогов в слове, воспроизведении их в словах и отдельно, обозначении звуков буквами и чтении слов из знакомых слогов. При знакомстве с буквами алфавита, ребята любят заучивать стихи о буквах. В своей практике я активно использую материалы книги «Занимательное азбуковедение» В. Волиной.
Лаконичные двустишия и четверостишия, которые могут запомнить дети со слабой памятью;
доступность образов – ассоциаций, которые понятны любому ребенку (на что похожа буква);
с изучаемого звука начинается стихотворение о букве, в в стихотворении изучаемый звук встречается много раз. (слова с этим звуком дети выделяют, предлагают свои слова);
изучаемую букву ребята обводят в словах карандашом нужного цвета, в соответствии со звучанием в слове, штрихуют буквы различными способами на карточках; проводить карандашом по ее контурному изображению на листе бумаги; лепят изучаемую буквами из пластилина, выкладывают из счетных палочек;
при соотнесении звука с буквой использую изображения, ассоциируемые с жизненным опытом ребенка (а-а-а - мама качает малыша, о-о-о - болит зуб у ребенка, у-у-у -гудит пароход, ж-ж-ж – жужжит жук, ш- -ш-ш – шипит змея и т. п.)
Чем больше анализаторов задействовано в работе, чем активнее работает память, внимание, восприятие при знакомстве со звуком-буквой, тем выше результаты этой работы.
Алгоритм знакомства со звуком:
Детям предлагается загадка. В слове отгадке начальный звук выделяется детьми.
Дается характеристика звука: гласный или согласный. Если согласный, то звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Детям очень нравится одевать шаблон звуковичка. Если звук гласный, одеваем красную рубашечку, если звук согласный, одеваем синюю рубашечку. Если согласный звонкий одеваем шляпу колокольчик. Если согласный глухой, одеваем плоскую шляпу (как шапочка профессора). Если согласный мягкий одеваем зеленые перчатки, если согласный твердый, одеваем синие перчатки.
Сказочный персонаж или герой мультфильма, просит помочь ему и подобрать слова с нужным звуком. Желательно подкреплять слова картинками.
С детьми разучивается стих о букве, где она сравнивается с рисунком, чтобы детям было легче запомнить образ, опираясь на данную ассоциацию.
Для физкультминуток подбираю веселые стихи, рифмовки, чистоговорки, в которых неоднократно произносится изучаемый звук.
Также предлагаю ребятам придумать последнее слово стихотворной чистоговорки, заканчивающейся на определенный слог.
Обязательно включаю в урок такой вид работы как поиск буквы с опорой на образец, а впоследствии - и без образца.
Ребятам нравится игра «Твердо-мягко». В этой игре дети помогают двум героям разделить картинки. Ребенок называет предмет словом, выделяет нужный звук и распределяет слова между героями. Например, морковь, мак даем Маше, а мячик и мишку даем Милане.
С использованными словами можно составить предложения. (Морковь и мак растут в огороде. Мячик и мишка – это игрушки).
Эти же слова (карточки) можно использовать для определения места звука в слове (звук находится в начале, середине или в конце слова).
Печатание буквы в тетради и на доске. В тетради печатаем слоги и короткие слова, содержащие нужные буквы, рисуем схему слова по количеству звуков, раскрашиваем её в нужные цвета. Дети с ЗПР печатают прямые слоги и помогают герою придумывать слова, которые начинаются с этих слогов ( например: Са – Саша, сад, сабля; Со – Соня, сок, сор, Су – сук, сумка, суп, Сы – сыр, сын).
Задание на закрепление – раскрашивание букв нужным карандашом в индивидуальных тетрадях.
Выше уже говорилось что учащиеся с ОВЗ трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, неусидчивость, слабо развита память и мышление. Появление интереса к обучению у учащихся с ОВЗ в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует развитию внимания, памяти, мышления и других психических процессов. Использование игр позволяет вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Игры «Догадайся, кто какие звуки издает», «Узнай предмет по звуку», «Какой звук чаще слышим» способствуют развитию фонематического слуха, правильной артикуляции, умению слушать и выделять повторяющиеся звуки. Например,
1) Гусь гуляет по дорожке, гусь играет на гармошке.
И гордится гармонист: «Га-га-га! Я голосист».
2) Был у бабушки баран, бил он громко в барабан.
И плясали бабочки под окном у бабушки.
3) Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Закрепление знаний о графическом изображении рукописных букв помогают игры «Допиши буквы», «Сложи буквы», «Сортировка букв», «Буква потерялась». Работа по установлению у учащихся соотношения между звуком и буквой проводится постоянно, т. к. если у школьников с нормальным развитием связь между буквой и звуком возникает довольно просто, то у детей с ОВЗ для ее установления требуется специальная тренировка. - найти нужную букву на наборном полотне, в кассе классной и индивидуальной, назвать ее; - написать (печатный шрифт) карандашом или ручкой в специальной тетради - играть в специальное буквенное лото или домино и т. д.
Игры, которые можно использовать при обучении детей грамоте :
- уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
- определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками;
- отобрать картинки, предметы, в названии которых есть изучаемый звук;
- придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
- узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
- находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
- раскрасить, обвести те картинки, в названии которых есть изучаемый звук;
- нарисовать предметы, в которых есть определенный звук;
- отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
- выделить из ряда слов, произносимых учителем, те, в которых имеется заданный звук;
- выделить из предложения слова с заданным звуком;
"Выдумщики" - придумать слово со звуком [к], другое - со звуком [г];
- угадать, с какого звука начинается слово (белка, палка, парта, букашка, бантики т. д.);
игра "Узнай, кто придет в гости?", "Узнай, какое слово задумано?" по первым звукам нарисованных картинок;
"Угадай, какое слово задумано" - детям предлагается поймать звуки и произнести слово Ы, М, Д. Замени Ы на О. Какое слово получится?
"У какого звука День рождения" (предлагается рассказ, слова, картинки, предметы с часто встречающимся одинаковым звуком) и др.
Очень эффективно использую в своей работе электронное приложение к учебнику «Обучение грамоте 1 класс» В. Г. Горецкого. В данном пособии предусмотрены следующие виды работ:
- выделение звука из слова;
- составление схемы;
- работа по ленте букв;
- ищем слова по картинке;
- составляем рассказ;
- смотрим мультфильм;
- чтение слогов, слов, предложений;
- игра «Твердо, мягко», игра «Составляем слова» и др.
Мы предлагаем следующие задания, игровые упражнения и дидактические
Дидактическая игра «Какое слово спряталось»
Правило игры предусматривает прочтение слов по первым буквам картинок и составление этих слов из набора букв.
Игра развивает: память, внимание, логическое мышление, фонематический слух.
Игра закрепляет: умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ слов.
Ход игры : ребенку предлагается прочитать слова по первым буквам картинок и составить их из набора букв.
Дидактическая игра «Какая буква спряталась?»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых изображены несколько букв вместе.
Ход игры : дети распознают букву и называют ее. Затем проводят по контуру этой буквы пальчиком. Печатают простым карандашом буквы, которые распознали.
Шершавые буквы. Методика М. Монтессори
Цель: утончение тактильного чувства, изучение алфавита через тактильные ощущения, подготовка к письму, соотнесение звука и его символа-буквы.
Материал: на табличках из толстого картона или на дощечках наклеены шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги. Шрифт письменный.
Как играть: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой А. Логопед показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.
Упражнения игры с прищепками.
Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Включение данных игр в коррекционную работу способствует лучшему усвоению речевого материала, развитию мелкой моторики.
Игра «Внимательный малыш!»
Посмотри внимательно и скажи, на какой картинке слышится звук [Д]. Где он находится (в начале, середине, конце слова).Прикрепи прищепку к схеме.
Игра «Звуковой паровоз».
Посмотри внимательно на картинку, что это? Какой первый звук: Второй? Третий? Четвертый?
Игра «Незнайка».
Незнайка очень любопытный, играет со всем, что понравится, ему нравятся только такие картинки, в которых есть звук «Д». Логопед произносит выразительно звук (прикрепляет на нужное место прищепку).
Игра «Определи первый звук в слоге».
Посмотри на картинку, определи какие звуки (гласный или согласный,твердый или мягкий звук) прикрепите нужную прищепку.
Игра «Что не так?»
Посмотри внимательно на картинки и на схему к этому слову.
Что с ними не так? Каждый недостающий элемент на схеме, замени прищепками нужного цвета.
Таким образом, работа по обучению грамоте детей с ОВЗ проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей : фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.