Татьяна Бакулина
Семинар-практикум с воспитателями «Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников»
▼ Скачать
Данный семинар-практикум может быть полезен социальным педагогам и педагогам-психологам ДОУ, а также старшим воспитателям.
Цель: повысить компетентность воспитателей в применении игр для сохранения эмоционального благополучия воспитанников.
Задачи:
- ознакомить воспитателей с компонентами эмоционального благополучия детей-дошкольников;
Публикация «Семинар-практикум с воспитателями „Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
- продемонстрировать воспитателям несколько полезных игр для детей дошкольного возраста, направленных на поддержание эмоционального благополучия воспитанников и коррекцию проблем в эмоционально-личностной и эмоционально-волевой сферах (агрессивность, тревожность, гиперактивность);
- пополнить методическую копилку воспитателей играми на коррекцию тревожности, агрессивности, импульсивности, на развитие эмоциональной сферы, на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и сплочение детского коллектива, на снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: магнитная доска и находящиеся на ней некоторые тезисы по теоретической части; папки с играми (для каждой группы, на соответствующий возраст); белые листы бумаги, длинная лента/цветной скотч, мусорное ведёрко; музыка (бодрая, весёлая и спокойная, расслабляющая); колокольчик; игра «Лепешка» (игровое поле, игральная кость, пиктограммы эмоций, разноцветные кусочки пластилина); разноцветные подушки; боксёрская груша; «капитошки» (воздушные шарики, наполненные мукой); "сухой бассейн" для рук (тазик с фасолью и спрятанными в ней морскими камешками, шишками, ракушками); солёное тесто разных цветов, подносы, влажные салфетки; конфеты в вазе; разноцветные воздушные шары для украшения зала.
Ход семинара-практикума
1. Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы семинара-практикума.
2. Теоретическая часть
- В соответствии с ФГОС, одна из главных задач дошкольного образования звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
- Что такое, на ваш взгляд, эмоциональное благополучие? (Ответы педагогов).
- Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
По мнению К. Н. Вентцель, эмоциональное благополучие – это положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребёнка, характеризуемое ощущением защищённости, принятия, доверия, нужности и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении.
Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:
1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
2. Общий эмоциональный тонус.
3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.
Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:
- эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
- переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;
- переживание успеха – неуспеха в достижении целей;
- переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;
- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.
Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.
Конечно, это идеальный портрет эмоционально благополучного ребенка. Но, к сожалению, далеко не все дети в детском саду такие. Наверняка в каждой группе есть и тревожные, и агрессивные, и гиперактивные дети, которые имеют проблемы в общении и которых нельзя назвать эмоционально благополучными.
Однако помочь ребенку быть таким могут и должны окружающие его взрослые – в первую очередь, родители и воспитатели.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в 4 направлениях:
1) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
2) обучение приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Коррекционную работу с тревожными детьми следует проводить в 3 направлениях:
1) повышение самооценки ребёнка;
2) обучение способам снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения;
3) отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.
Коррекционную работу с гиперактивными детьми целесообразно проводить в 3 направлениях:
1) развитие внимания;
2) развитие произвольности поведения, самоконтроля, умения действовать по правилам;
3) обучение способам снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения.
- А через какой вид деятельности, на ваш взгляд, лучше всего осуществлять помощь эмоционально неблагополучным детям и поддерживать оптимальное состояние психики у эмоционально благополучных детей? Какая деятельность является основной, ведущей в дошкольном возрасте? (Ответы педагогов).
- Конечно же, через игру. Она «пропитана» многообразными эмоциями: радостью, удивлением, восторгом, волнением и т. д. Именно это дает возможность применять игровую деятельность для обогащения эмоционального опыта ребенка-дошкольника. Основной смысл игры состоит в проявлении разнообразных эмоций, важных для ребенка, потому что во время игры совершаются сложные преобразования исходных аффективных направлений и установок, сформировавшихся ранее.
(Показать 14 папок «Игры на сохранение эмоционального благополучия детей- дошкольников/ детей в раннем возрасте» с картотеками игр по разным направлениям и возрастам и сообщить, что они подготовлены для каждой группы для пополнения методической копилки; раздам их после семинара).
3. Практическая часть
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в некоторые игры, полезные для сохранения эмоционального благополучия детей-дошкольников, чтобы лучше воспринять их и запомнить для дальнейшего использования в своей работе с детьми своей группы. Прошу вас быть активными и с пониманием и юмором отнестись к предложенным играм (не забывайте, что они придуманы для детей).
Первая игра - «Гол - мимо» (для разогрева, настройки внимания и подзарядки положительными эмоциями).
Педколлектив делится на две половины. Ведущий поочерёдно показывает то левую, то правую руку. Педагоги, исходя из того, какая рука показывается, кричат:
Правая половина зала – «Гол!» (поднята правая рука).
Левая половина зала – «Мимо!» (поднята левая рука).
Если ведущий поднимает вверх обе руки, педагоги кричат: "Штанга!"
Главное для игроков – не запутаться, так как ведущий может поднять правую руку, но показать ею на левую половину зала. И наоборот.
Вторая игра – «Обзывалки» (для коррекции вербальной агрессии, для выплеска гнева в приемлемой форме).
- В этой игре предлагаю последовательно передавать друг другу «капитошку» и при этом называть друг друга овощами. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А Вы (ты…морковка (любой другой овощ!» Игра проводится в быстром темпе. Обижаться друг на друга, конечно, не надо. Затем, передавая «капитошку» в обратную сторону, называем друг друга ласково – фруктами.
Третья игра – «Письмо на руке» (учить фиксировать ощущения, связанные с определенными образами на основе тактильных ощущений, формировать навыки эмпатии).
Игра в парах. Один участник закрывает глаза и протягивает правую раскрытую ладонь к другому участнику. «Зрячий» партнер должен нарисовать (написать) фигуру, букву или цифру. «Слепой» участник должен расшифровать фигуру, образ или слово и сказать партнеру, что тот нарисовал.
Четвёртая игра – «Колпак мой треугольный» (на развитие произвольности, самоконтроля).
Сначала заучивается это нехитрое стихотворение, слова которого сопровождаются жестами. Затем слова одно за другим заменяются на движения, о которых ведущий заранее договаривается с игроками (Например, произносить все слова стихотворения, кроме «колпак» - молча показывать его жестом, затем произносятся все слова, кроме, «треугольный» и т. д.)
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если он не треугольный,
То это не мой колпак.
Условные жесты, сопровождающие слова:
«Колпак» - руки ставятся конусом над головой;
«мой» - правая рука кладется на грудь;
«треугольный» - указательными и большими пальцами рук показывается треугольник;
«он» - рукой указывают вперед;
«не» - машут правой рукой перед собой.
Пятая игра – «Снежки» (для снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения, коррекции агрессии).
Участники разбиваются на две группы. Им даются белые листы бумаги для «создания» снежков, каждый участник «лепит» один снежок. Группы становятся друг напротив друга на расстоянии 2-3 м, их разделяет линия (из цветного скотча/ длинной ленты) на полу.
Задача: каждая группа по сигналу должна забросить как можно больше снежков соперникам, при этом снежки можно отбивать, чтобы они не упали на
свое поле, или перебрасывать их на поле соперников. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше «снежков» на поле.
Игра начинается и заканчивается по сигналу (звон колокольчика, после финишного сигнала бросать уже нельзя; в голову бросать запрещено. Игра сопровождается бодрой, весёлой музыкой.
(Примечание: Игра повторяется 3-4 раза; первый раз дать совсем немного
времени на игру).
Шестая игра - «Испорченный телевизор» (для развития мимики, пантомимики, понимания эмоций).
Игра проводится с каждой из двух команд последовательно (в это время другая команда наблюдает). Все, кроме первого игрока в команде, закрывают глаза. Ведущий молча показывает какую-либо эмоцию. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передаёт увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.
Седьмая игра – «Лепёшка» (адаптированная для дошкольников) (на развитие понимания эмоций и причин их возникновения, развитие коммуникативных навыков, коррекцию агрессии и тревожности).
(Игра демонстрируется педагогам, правила и суть её рассказываются).
Затем обращается внимание педагогов на то, что в качестве игр для снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения, коррекции агрессии и тревожности детей можно использовать «капитошки» (самодельные игрушки-антистресс, битьё подушек, боксёрской груши, игру в «сухом бассейне» для рук с природным материалом. Всё это игровое оборудование показывается и предлагается всем желающим попробовать его использовать прямо сейчас.
Восьмая игра – «Шалтай-Болтай» (для снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения).
Педагоги стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит ведущий, поворачивают корпус вправо-влево (руки должны болтаться свободно, как у тряпичной куклы).
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай.
Свалился во сне.
Когда ведущий произносит последнюю строчку, педагоги резко наклоняют корпус вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись.
Девятая игра – «Слепим своё настроение» (для снятия психомышечного и психоэмоционального напряжения, проявления творческой активности).
Под спокойную музыку педагоги лепят из цветного солёного теста своё настроение (в виде любого образа, через который им захочется его выразить). После этого выкладывают свои поделки на общий поднос, при желании комментируют свою поделку.
4. Заключительная часть
Подвести итог семинара-практикума, поблагодарить за активное участие. Угостить конфетами. Раздать папки с играми. Попрощаться.