Папки-передвижки

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП (7 фото)

Вера Сафонова
Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП
▼ Скачать + Заказать документы

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП
Сообщение из опыта работы Публикация Основные направления работы учителя дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП размещена в разделах Дефектология Материалы для дефектологов Обучение грамоте Звуки буквы слоги Темочки Основные направления учителя дефектолога по подготовке к

Сообщение из опыта работы

Публикация «Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП» размещена в разделах

Фото №1 Обучение грамоте Фото №2 Звуки буквы слоги обучению грамоте детей с особыми образовательными потребностями Подготовила учитель дефектолог первой квалификационной категории Сафонова Вера Ивановна

«Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными потребностями»

Подготовила : учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

Сафонова Вера Ивановна.

Дети компенсирующей группы для детей с ОВЗ, в которой я работаю, отличаются поведенческими, интеллектуальными расстройствами.

Помимо этого у детей имеются и другие проблемы: нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д.

Поэтому мои воспитанники нуждаются в особых методах коррекционной работы, о которых я сегодня расскажу.

Использую основные пособия :

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

- Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

- Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей.

- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя два направления :

-развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму,

-обучение элементарной грамоте.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму - это один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным особенностями ребенка.

Коррекционная работа по данному направлению включает в себя :

• Массаж и самомассаж.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Массаж каждого пальчика, кисти руки, всей руки – выполняются руками взрослого.

Самомассаж.

Существует множество форм традиционного самомассажа, который дети выполняют самостоятельно (поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев, рисование на ладонях, точечные удары пальчиками).

Я широко использую игровой материал. Для лучшего эмоционального восприятия детьми все упражнения самомассажа сопровождаются разнообразными речедвигательными упражнениями.

- покатай карандаш

-поиграем с шишками,

-тактильные мячики и дорожки.

Использую авторские песни коррекционного музыкального педагога Дины Степанчишиной. (musical_fantasi_krd Instaqram).

Пальчиковые игры:

Положительные моменты таких игр - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию:

1. Игры - манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…», «Этот пальчик - дедушка…», Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или образ.

2. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточения.

3. Игры с предметами и материалами.

Такой вид игр предусматривает непосредственное восприятие ребенком различных предметов, что способствует развитию стремления манипулировать ими с целью изучения.

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам, активизировать словарь.

Игры: «Чудесный мешочек», «Зоопарк», «Что изменилось?», «Большой и маленький», «Игры с матрешкой», «Собери букет».

Игры с канцелярскими скрепками и прищепками.

Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способствуют перераспределению мышечного тонуса.

Наряду с главной целью использования прищепок и скрепок– развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Игры со скрепками.

«Поможем ежику», «Чей хвост длиннее», «Браслеты», «Цепочки», «Укрась бабочку», «Что не дорисовал художник».

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Такие игры позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений, что напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности.

(Не с каждым ребенком с ОВЗ можно играть в такие игры.)

Интересные «ручные работы» для детей придумал автор первой в мире системы обучающих игр для малышей Ф. Фребель в 19 веке. В настоящее время игровой набор «Дары Фребеля» представляет систему из 14 модулей.

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие внимания и памяти, воображения и наблюдательности.

Игры с природным материалом.

• развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• снимают мышечную напряжённость;

Подготовка руки ребенка к письму.

Несколько слов о развитии у ребенка графических навыков. Некоторым детям очень сложно правильно держать ручку, писать линии, буквы. Им поэтому нужна специальная тренировка для подготовки руки к письму.

Я использую методический материал:

-Гаврина С. Е., Кутявина Л. Н., Топоркова И. Г. Щербинина С. В. Мой помощник карандаш.

- Гаврина С. Е., Кутявина Л. Н., Топоркова И. Г,Щербинина С. В. 30 занятий для успешного развития ребенка.

Лучше при этом обыгрывать все занятие, использовать игровой комментарий заданий, например, "Помоги мышке пробраться к сыру" или "Помоги рыбке уплыть от акулы".

Ребенок проводит прямые, волнистые линии, рисует зигзаги, дорожки-серпантины, штрихует фигуры, обводит их по контуру, соединяет точки и т. д.

Кроме того, для подготовки руки ребенка к письму я использую трафареты букв, предлагая вначале обвести букву, а затем ее: вырезать, заштриховать, сделать цветной и т. д.

Вместе с педагогом ребенок складывает из палочек не только узор, дом, дорожку и др., но и буквы.

Обучение элементарной грамоте

ведется по трем направлениям :

— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

— послоговое чтение;

— глобальное чтение.

Глобальное чтение опирается на зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Авторами метода "Глобальное чтение" считают американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки.

В глобальном чтении смысл имеет первичное значение. Мы же с вами, читая текст, видим слово целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь! Пример:

По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв — от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Ввожу данный тип чтения не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Как проходит занятие.

Рассматриваем вместе с ребёнком картинку и называем её. (это мяч)

2. Прочитываем с ребёнком слово, подписанное под картинкой, проводя по нему пальцем. (Читай! мяч)

3. Ищем карточку с таким словом и подкладываем под картинку на слово. (Ищи, где написано, мяч. Положи под картинку.)

4. Еще раз прочитываем слово, желательно, чтобы ребенок произнес его сам.

Начинаете показывать в первый день- одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 5 слов, останавливаетесь. Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете, одно новое добавляете.

Темы карточек подбираются по темам недели.

1. семья (мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е, дядя, братик и так далее.

2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т. д.)

3. животные, птицы (можно напечатать и слова, обозначающие "кто как говорит"- "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу).

4. игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т. д.)

5. дом (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т. д.)

6. еда (молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, мясо, вода и т. д.)

В основе обучения ребенка счету также лежит метод "глобального чтения".

Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть. Потому что обучение и развитие ребенка осуществляется именно в игре.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Самоанализ ОД по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка» Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка». В ходе проведения образовательной деятельности решалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 12:38
+228Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП» (включая файлы) размещена пользователем Вера Сафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД