эльвера зайнуллина
Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Психологическая разминка “Очень я собой горжусь!”
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущербов для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретает способность быстро справляться с негативными эмоциями.
Инструкция. Проговаривая аффирмации, педагоги выполняют слдующие действия:
1. “Очень я собой горжусь, я на многое гожусь”- стоя свести лопатки, улыбнуться.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Как эффективно выстроить общение с родителями“» размещена в разделах
2. “Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача” – положить обе ладони на лоб, затем на грудь.
3. “ Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче” – потриая ладонь о ладонь.
4. “Я согрета солнечным лучиком, ядостойна самого лучшего”- встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.
5. “ на пути у меня нет преграды, все получится так, как надо” – руки в стороны, словно раздвигают преграды.
6. “Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу” – руками совершить движение сверху вниз, как умывание.
7. “Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна” – руки широко развести в стороны.
8. “Я бодра и энергична, и дела идут отлично” – покачаться с носка на пятку.
9. “Вселенная мне улыбается и все у меня получается” – сложив руки в замок сдлеать глубокий вдох.
2. Притча “Страшный сон”
Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
"Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких".
Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
"Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных".
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ:
"Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать".
Вопросы для обсуждения:
В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?
Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или второй толкователь?
Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
Теоретическая часть. Конфликты педагогов и родителей.
Работа с семьей- это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция- обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель –взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Обсуждение образа идеального педагога. (раздать памятки)
Обсуждение примерного кодекса общения : всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе.
• Давать родителям высказаться, не перебивая их.
• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
• В сложной ситуации подавать пример уступчивости- этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Упражнение «Яблоко и червячок» : сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
(«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).
Упражнение «Желаю Вам.»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.
В завершении можно отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.
Вопросы после упражнения:
Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
Портрет идеального педагога.
Идеальный педагог.
• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;
• стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями
• в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессиональные значимые качества;
• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
• умеет планировать предстоящее общение – подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей; обладает развитыми коммуникативными навыками.