Светлана Лазарева
Семинар-практикум для воспитателей «Новый взгляд на старую сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Новый взгляд на старую сказку»
Подготовила воспитатель Лазарева С. Ф.
Цель семинара :
1. Познакомить педагогов с методами ТРИЗ.
2. Учить использовать указанные выше методы в практической деятельности при знакомстве детей со сказками.
3. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов.
4. Активизировать творческие способности воспитателей.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Новый взгляд на старую сказку“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Любимое занятие каждого ребенка – игра, и конечно, чтение сказок. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это – особая реальность.
Сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепринята.
Сказка позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа и обогатить знаниями об истории своей Родины.
В. А. Сухомлинский говорил, что есть нечто близкое между игрой и сказкой, что только человек умеет создавать сказки; и, может быть, он больше всего человек, когда слушает сказку, сочиняет или вспоминает ее. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.
К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении засилие иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Из бесед с воспитателями я выяснила, что вы понимаете, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере.
Нашему обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
"ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.
В работе со сказкой нужно сделать акцент не на приобретение необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности, творческой сущности ребенка.
Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи, явления, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
А чтобы ребенок полностью прочувствовал сказку, нужно, чтобы она отражалась во всех видах деятельности, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей.
В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Лучше использовать сказочную форму для развития личности как субъекта общения, его коммуникативной компетентности.
Использование элементов ТРИЗ в работе со сказкой помогает раскрепостить детей, способствует преодолению стереотипов, стандартности мышления; развивает их творческое мышление и воображение, образное видение, изобретательность, а также формирует самостоятельность, активность, инициативность.
Сейчас мы с вами попробуем рассмотреть некоторые возможности ТРИЗ в интеллектуальном развитии детей посредством сказки. Хочу отметить (это очень важно, что работать надо с хорошо знакомыми ребёнку сказками.
Для начала мы с вами немножко поиграем:
Блиц игра с педагогами «Назовите особенности сказок»
• Троекрактное повторение: Три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул, триглазка;
• Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;
• Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка;
• Встречается число 7: в «Репке» семь персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;
• Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.
• Во всех сказках счастливый конец.
• Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. Сейчас я вам их представлю:
Коллаж из сказок.
Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание.. .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Сказки от "живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "На что похожа твоя или моя клякса?”, "Кого или что напоминает?” Далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Видоизменение сказки в загадку
1. «Я решил просто попутешествовать по свету, и не знал, что на пути мне встретятся и злые, и хитрые., а я-то думал, все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка».
2. «Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком бабушки, ни с кулаком дедушки».
3. «Долго я один в поле стоял, совсем ветхий стал и, конечно, совсем не ожидал, что во мне поселятся так много зверей. Я не выдержал и рухнул!»
Объединение героев из разных сказок в одну
1. Снежная королева и Снегурочка.
2. Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик.
3. Карлсон и Мальвина.
4. Незнайка и Чиполлино и т. д.
Придумывание сказок с героями, носящими смешные имена
1. Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг.
2. Две девочки — Заколка и Шпилька — решили отправиться в путешествие.
Антонимы в сказках
Я называю вам антонимы, а вы – дорогие мои воспитатели (дети) угадываете настоящее название сказки.
1. «Мышь босиком» — «Кот в сапогах».
2. «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотом петушке».
3. «Знайка в лунной деревне» — «Незнайка в Солнечном городе».
4. «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
5. «Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино».
6. «Зеленая бейсболочка» — «Красная Шапочка».
Что было бы, если.
Первая команда придумывает подлежащее, например «дельфин»;
вторая — сказуемое, например «разговаривать».
Вопрос: «Что было бы, если дельфины могли разговаривать?»
Завиральные истории
Взрослый берет известную сказку и немного изменяет ее.
Детям дается задание: как только они услышат ошибку, хлопнуть в ладоши. Например: Жили-были дедушка, бабушка и колобок.
Посадил дед свеклу.
Так же в работе с детьми можно применять различные задания и игры, такие как:
Первое задание: «Кузовок со сказками»
Воспитатель предлагает всем играющим кузовок со словами:
- Вот тебе кузовок, клади в него сказку, дружок,
Обмолвишься, отдашь залог!
Ответ играющего:
- Я положу в кузовок сказку… (название).
Второе задание «Назови сказку правильно»
Незнайка:
- А я тоже знаю сказки! Можно расскажу?
Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«Перышко Финиста – ясна-филина»
«По собачьему веленью»
«Дарьюшкина избушка» «Сивка-будка»
«Плавучий корабль»
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Царевна-индюшка»
Игра «Угадай сказку»
Воспитатель :
- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте!
Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:
- Сказки просят : «А сейчас, друзья, узнайте нас!»
Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
Во время игры воспитатель за ширмой наряжает ребенка, исполняющего роль медведя, который он загадывает свою загадку последним.
Варианты загадок
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди» На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»
Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка» Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка» Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.
Желаю вам творческих успехов! Дерзайте!