Екатерина Михальченко
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение» в форме психологического тренинга
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №22 г. о. Чапаевск Самарской области
Структурное подразделение – детский сад №26 «Золотой улей»
Семинар – практикум для педагогов
«Эффективное общение»
(в форме психологического тренинга)
Подготовил: педагог-психолог
Е. Д. Михальченко
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Эффективное общение“ в форме психологического тренинга» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
2015г. Цель семинара : формирование у педагогов умений, являющихся базовым в
реализации коммуникативной компетентности.
Задачи:
1. Обобщить материал по проблеме взаимодействия между дошкольниками и между педагогом и дошкольником.
2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений.
3. Обогащение словарного запаса педагогов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
4. Способствовать повышению у педагогов уровня развития своих коммуникативных умений и умений своих воспитанников посредством практических упражнений и игр.
5. Создать комфортную психологическую атмосферу, активизировать потенциал группы.
Ход семинара:
1. Приветствие.
(Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент соседу слева. Сосед
отвечает: «Да, я (повторяет сказанное, но я еще и (добавляет что-то
свое).
Психологический настрой : Притча «ВСЕ в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «мертвая она или
живая?” А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет
мертвая-выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
2. В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в
которой дети будут чувствовать себя «как дома». Для успешного
эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий:
удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных
контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и
информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, о
общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении.
Самореализации и признании их достижений окружающими.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Виды общения в дошкольном возрасте
Возраст
ребенка
Характер общения
2-3 года Гораздо важнее общаться со взрослыми и играть с игрушками
4 года Резко возрастает значимость других детей в жизни ребенка в
сравнении со значимостью взрослого. Иногда ребенок
предпочитает одиночные игры
6 лет Появляются избирательные привязанности, возникает дружба и
более устойчивые, глубокие отношения между детьми.
Педагогические стили общения
Стили общения Характеристики
Авторитарный Педагог занимает доминирующую позицию, не
позволяет детям проявлять самостоятельность и,
инициативу. Воспитанники в данном случае
выступают объектом воспитательных воздействий.
Недостаточное уважение к детям, контроль.
Педагог оценивает внешние проявления
поступков, не принимает во внимание их мотивы.
В высказываниях преобладают замечания,
порицания. Жесткие педагогические установки :
разделение детей на группы, в зависимости от
предпочтений: «любимчики», «бездарные» и т. д.
Демократический Основная особенность этого стиля —
взаимоприятие и сотрудничество. Педагог
ориентирован на привлечение воспитанников к
обсуждению и совместному решению общих дел,
проблем. Создает условия для самореализации и
проявления творческой инициативы детей.
Активно-положительное отношение к детям,
адекватная оценка их возможностей, успехов и
неудач. Стремление понять цели и мотивы поведе-
ния, умение прогнозировать развитие личности
ребенка. Положительные оценки преобладают над
отрицательными.
Либеральный Характеризуется стремлением педагога
минимально включаться в деятельность,
формализмом. Попустительский стиль общения
реализирует тактику невмешательства, основу
которой составляют равнодушие и незаинтересо-
ванность. Уходит от ответственности за
результаты своей деятельности. Противоречивое
отношение, в зависимости от внешних обстоя-тельств или собственного эмоционального
состояния
3. Упражнение «Закончи предложение»
Цель: актуализация сильных сторон личности
Каждый участник произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший
педагог, потому что…»
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово
«КОМФОРТ»? Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К - красота
О – органичность
М - мама
Ф - фантазия
О - отдых
Р - радость
Т – тепло
-Что такое комфорт? Это условия жизни, пребывания, обстановка,
обеспечивающая удобство, спокойствие и уют.
-Психологический комфорт- условия жизни, при которых чувствует себя
ребенок спокойно, нет необходимости защищаться.
4. Рекомендации по созданию условий эффективного взаимодействия
педагога с детьми дошкольного возраста.
-необходимо учитывать индивидуальные особенности детей
(вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость, его состояние в
данный момент, его отношение к вам;
- нужно уметь выслушать воспитанника, особенно в минуты
напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо
неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа
требует осторожности, деликатности;
- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте
возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не
спешите использовать авторитарные формы;
- старайтесь сказать о ребенке доброе слово, если он того заслуживает.
Одобрение действует сильнее, чем порицание. Но помните, что захваливание
одних и тех же детей, противопоставление их успехов недостаткам других
способствует плохому отношению к ним всего коллектива;- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного
отношения к детям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте
смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого
поведения. Покажите провинившемуся, что вы верите в него.
5. Игра «Доверие и поддержка»
Цель: показать значимость доверия к окружающим в построении
межличностных отношений.
Предлагаю игру «Доверие и поддержка» В этой игре важно, что все могли
положиться друг на друга. Один член группы будет плавно опускаться на
руки коллег, а все члены группы поддерживать его. Тот, кто будет падать,
встает спиной к членам группы. Те, кто ловят расставляют ноги, чтобы
занять устойчивую позицию, и держат руки перед собой. Когда человек
начинает падать назад, остальные должны подставить свои руки и вернуть
медленно человека в то положение, в котором он находился (поставить).
-Что вы чувствовали, когда ловили коллегу? Были ли вы уверены в том, что
сможите удержать коллегу? Что вы чувствовали при падении, хорошо ли вас
ловили?
6. Эмоционально-комфортное состояние ребенка в детском саду является
важным показателем успешности работы педагога, его профессиональной
деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий. От
нас педагогов зависит во многом сохранение психологического здровья
детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему
собственному психологическому состоянию.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Под веселую музыку педагоги встают друг за другом и крепко держат друг
друга за плечи. Первый – «голова дракона», последний – «хвост дракона»
«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.
Игра «Гусеница»
Цель: учить доверию.
Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, и будем все вместе
передвигаться по комнате. Руки положите на плечо впередистоящего. Между
животом одного играющего и спиной другого, зажмите мяч. Дотрагиваться
до мяча нельзя. Первый в цепочке держит мяч на вытянутых руках, таким
образом, вы должны пройти весь маршрут по комнате без помощи рук. 7. Памятка для педагогов «Приемы установления хорошего контакта с
родителями.»
Каждому педагогу раздается памятка «Приемы установления хорошего
контакта с родителями.»
Уважаемые педагоги!
1. В разговоре с родителями одновременно с улыбкой необходим
доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует
«сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая
дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому
собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь –
благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не
переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в
общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед
собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд
исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой
же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…»
(Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы» : «Мы все
заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас
всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело –
это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и
построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
8. Игра «Что я приобрел?”
Цель: оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой
опыт приобрел каждый член группы.